Четверг, 27.07.2017, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Археологические памятники долины реки Юстыд | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая

 
Археологические памятники долины реки Юстыд
 
 
 
 
Высокогорная долина Юстыд (северо-восточной части Чуйской степи) примечательна обилием разнообразных археологических объектов. На сравнительно небольшой территории находятся сотни каменных курганов, оградки, стелы, балбалы.
Большая часть археологических памятников сконцентрирована в среднем течении реки. Наиболее древними из них является семь палеолитических местонахождений. К эпохе бронзы относятся различные по конструкции керексуры, число которых около 150.
 
Керексур - погребально-поминальное сооружение, в центре которого возведена большая каменная насыпь округлой формы, а на расстоянии от насыпи выложен круг-ограда, который соединяется с внутренней насыпью дорожками-лучами.
 
Самые большие из них находятся у родника Калан. Керексуром называется погребально-поминальное сооружение, в центре которого возведена большая каменная насыпь округлой формы, на расстоянии от насыпи выложен круг-ограда, который соединяется с внутренней насыпью дорожками-лучами. Иногда внешняя ограда выложена в форме квадрата. Керексуры Юстыда отличаются огромными размерами.

Уникальным является комплекс гончарных печей Гуннского времени, открытый в 1978 году в среднем течении реки Юстыд, в обрыве пересыхающего летом озера. Рядом с гончарными печами найдены остатки железоплавильных печей. Еще несколько древних железоплавильных горнов известно на противоположном берегу реки, у подножия небольшой горы, которая имеет название Печь Чингисхана.


В долине Юстыда имеется масса непонятных по своему назначению каменных выкладок (в виде цепей из редких валунов; валунов, выложенных в один ряд, иногда тянущихся в длину более 1 км; различных геометрических фигур и т.п.).
 
Ритуальное значение памятников на реке Юстыд
 
Комплекс памятников на реке Юстыд очень обширен как по своим размерам, так и по числу находящихся здесь объектов большого размера. Его протяженность составляет несколько километров. С восточной и западной сторон крайние объекты примыкают к другим выкладкам и керексурам, переходя в малые ритуальные центры, связанные между собой и образующие "цепочки", растянутые на десятки километров, составляя своеобразную древнюю "геодезическую сетку".
 

Одни из первых археологических работ на реке Юстыд и в урочище Туру-Алты были проведены В.Д.Кубаревым в конце 1960-х–1970-е и 1990-е годы. Были изучены и позднее опубликованы каменные курганы, большие керексуры, "оленные" камни и петроглифы.

На Юстыде находятся керексуры разных типов, различающиеся по своей форме – круглые, круглые с "кольцом", круглые с четырьмя "лучами", круглые с подквадратной внешней оградой, такие же, но с четырьмя "лучами" и др. Большинство керексур расположены рядами, ориентированными по линии СВ – ЮЗ. Все керексуры имеют центральную округлую каменную насыпь, но внешняя ограда у них может быть округлой или подквадратной.
По своим размерам керексуры распадаются на три группы:
 
1) большие (диаметр внешней ограды от 40 до 60 м и внутренней насыпью от 15 до 21 м);
2) средние (с внешним "кольцом" от 20 до 35 м и внутренним – 8–12 м);
3) малые (от 5 до 10 м).
Каждая группа отличается от предыдущей уменьшением размеров почти в два раза. Около половины керексур имеют вокруг внешнего "кольца" от 5 до 40 округлых выкладок, диаметром по 2–3 и более метров. У всех керексуров были измерены внешнее и внутреннее "кольцо", высота центральной насыпи, число отходящих "лучей", количество рядом находящихся округлых выкладок, а также расстояния между объектами.
На Юстыде зафиксирован редкий случай "стратиграфического" перекрывания разных по форме керексуров – круглого и квадратного.
При выборе места для керексура учитывались следующие моменты:
 
1) ориентировка на наиболее почитаемую горную вершину – один конец линии; перевал или западину – другой конец линии;
2) ориентировка по основным астрономическим направлениям (стороны горизонта, точки равноденствия, солнцестояния, высокая и низкая луна);
3) "гармоничное сочетание" с более ранними объектами;
4) "обыгрывание" оппозиций: круглый (небо) – квадратный (земля); гора (высокая – твердая) – вода (низкая – мягкая); большой – малый; далекий – близкий и т. п.
От ритуального центра комплекса – "оленного" камня – несколько линий расположения керексур под острым углом сходились в одну важную точку или, наоборот, расходились по разным направлениям в виде "веера" и были ориентированы, с одной стороны, на вершину горы, а с другой – на перевал-западину, при этом одна из точек была далекой, а противоположная ей – близкой. Таким же способом были ориентированы и "лучи" внутри каждого отдельно взятого керексура (вершина – западина, далекая – близкая и т. д.).

При разметке объектов учитывались принципы равнобедренного и равностороннего треугольников, параллелограмма и других геометрических фигур.

"Оленные" камни.
 
Одним из центров юстыдского комплекса является каменное изваяние – "оленный" камень (далее О. К.), изготовленный из большой светло-серой гранитной плиты, размерами: высота более 3 м, ширина 1 м, толщина до 0,2 м
Саяно-Алтайской экспедицией сделана новая прорисовка О. К. и изображенных на нем предметов вооружения. На передней узкой восточной грани камня выбит слегка изогнутый кинжал с округлым окончанием рукояти, прямым перекрестьем и расширяющимся в средней части клинком. На северной широкой грани изображен лук, находящийся в расширяющемся к низу колчане. На южной грани показан боевой топор с широкой передней частью и длинной рукояткой. Предметы вооружения тщательно зашлифованы и изображены в близкую к натуральной величину.

Отмечена следующая интересная закономерность при установке камня. Узкая передняя восточная грань О. К. и ряд вертикально установленных плит (частично обломков "оленных" камней) в северном направлении ориентированы на западину – перевал близлежащей горы. Западная задняя часть О. К. и ряд вертикально установленных камней направлены на вершину относительно далекой южной горы.

В центре насыпи одного из керексур был обнаружен массивный "оленный" камень из обкатанного речного валуна серого цвета. В отличие от других О. К., три косые черты на нем выбиты не на узкой, а на широкой стороне. На двух боковых сторонах показаны большие кольца-серьги. Ниже них находится ожерелье из округлых лунок, разделенное в центре короткой вертикальной прямой линией, возможно изображающей подвеску.
Число значимых направлений восходов и заходов Солнца и Луны в "классическом" варианте доходит до 14 линий. Древние наблюдатели постоянно хотели согласовать основные астрономические направления с окружающим ландшафтом, с близкими и с далекими горами на горизонте. Вероятно, им не всегда удавалось добиться хорошего совпадения важных астрономических точек с ярко выраженными вершинами и западинами на горах. Очень трудно найти место в горных районах, отвечающее строгим астрономическим требованиям с точностью до 1 градуса. Вот здесь-то и нужны люди, обладающими познаниями в астрономии, древнем фэн-шуе, метрологии и в других отраслях знания. Погода при проведении астрономических наблюдений или во время наиболее важных ежегодных праздников и ритуалов тоже не всегда бывает солнечной и безоблачной. По утрам, во время восхода солнца, в высокогорных районах часто бывает густой туман и в это время горы на горизонте плохо различимы. Особенно положение жрецов и наблюдателей усугублялось в ненастную и дождливую погоду в заранее намеченные дни праздников, когда горы на горизонте не видны. Одним из выходов в такой ситуации было сооружение хорошо различимого на местности искусственного объекта – стелы, "оленного" камня или керексура. Через два объекта уже можно провести прямую линию, независимую от погодных условий, обозначенную камнями на века и ориентированную на значимую точку на горах.

Потому особенно важное значение придавалось поиску места для центра главного объекта или алтарной площадки. Когда долгие дневные и ночные наблюдения-поиски были успешно завершены и такая точка была найдена, то она часто обозначалась вкопанной каменной или деревянной стелой-изваянием. Позднее к нему пристраивались все новые и новые объекты.

Каждый керексур был по-своему значим, не только своей внешней формой, но и связями с другими керексурами, с окружающим ландшафтом. По своему внешнему виду сбоку керексур – это гора в миниатюре, а в плане сверху – круг с "лучами" = символ солнца. Возможно, с помощью керексур надежно фиксировали место восхода и захода солнца в дни солнцестояний и равноденствий, а также наиболее значимые положения для высокой и низкой луны, которые иногда довольно слабо выражены в окружающем горном рельефе. С помощью керексуров также "дублировали" наиболее почитаемые в данном районе горные вершины и перевалы.

Можно выделить не менее 5 основных вариантов прохождения линий через керексур:
 
• линия проходит через вершину-центр объекта;
• линия проходит по западине между двумя керексурами;
• линия касается края центральной насыпи или "кольца" керексура;
• линия проходит через 1–2 "луча" керексура;
• линия проходит через выкладки, окружающие керексур (через центральную или крайние выкладки и др.)
 
На Юстыде наиболее значимыми астрономическими направлениями, вероятно, были точки восходов и заходов солнца в дни равноденствий и солнцестояний. От центрального "оленного" камня прослеживается наибольшее число основных направлений не только для солнца, но и для луны, особенно в ее низком положении над горизонтом.

Выбор места для точек восхода и захода солнца в дни равноденствий на Юстыде очень напоминает по контуру гор местонахождения для кургана Аржан-1 и керексура Улуг-Хорум в Туве.
При разметке объектов учитывались данные не только астрономии, но и метрологии.
Разметка объектов на р. Юстыд (также как и в других ритуальных центрах) производилась не за один год, постоянно дополнялась всё новыми объектами для более глубокого осознания связей между вышеотмеченными бинарными оппозициями окружающей природной среды. В наиболее важных точках и на пересечениях разметочных линий регулярно сооружались новые объекты, что также способствовало обучению молодежи практическим навыкам. Памятники на реке Юстыд конструктивно очень близки к таким же объектам из южной области Тувы и северо-западных районов Монголии.

Исследование памятников Юго-Восточного Алтая (современный Кош-Агачский район) позволяет сделать вывод, что, возможно, в IX - VII вв. до н.э. южные районы Алтая, Тувы и северо-западной Монголии составляли единый культурно-политический регион. Юго-восточная и южная группы алтайских памятников были объединены в новую "чуйскую" археологическую культуру, которая включает в себя курганы, "оленные" камни, керексуры, наскальные изображения, выкладки и другие типы объектов. За пределами чуйских памятников керексуры почти не встречаются; находки "оленных" камней малочисленны и выполнены они в весьма схематичной манере, скорее это подражания - стелы. "Чуйская” культура была одной из самых обширных и сильных на Алтае, так как она входила составной частью в огромную межкультурную общность, объединяющую восточные и южные районы Алтая с южной частью Восточного Казахстана, Тувой, Забайкальем и Северо-Западной Монголией. Ранее эта общность памятников была условно названа "улуг-хорумцами", которую некоторые исследователи называют "культурой оленных камней" и т.п.

В первой половине VI в. до н.э. в этом регионе произошли сильные изменения, повлёкшие за собой передел территорий. Южные районы Алтая стали единым целым с центральными и северо-восточными районами Алтая - памятниками туэктинско-башадарско-пазырыкского типа. С VI в. до н.э. в Саяно-Алтае и Монголии исчезает традиция сооружения "оленных" камней и керексуров. "Оленные” камни вторично использовались для перекрытия каменных ящиков или разбивались, изменился погребальный обряд и многое другое. Все эти факты свидетельствуют о частичной смене в VI веке до н.э. населения и идеологических представлений. Не исключено, что пришедшие в VI в. до н.э. на Алтай пазырыкцы отвоевали и присоединили к Алтаю его восточные районы. Только дальнейшие углублённые комплексные историко-археолого-антрополого-топографо-хронологические исследования могут разрешить эту проблему.
 
Это интересно:
 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz