Понедельник, 20.11.2017, 14:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Белуха - как объект мифологии | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая

Картина "Белуха" Николая Рериха. Написана с южного склона горы. Чтобы ее увидеть в таком повороте, надо было пересечь Катунский хребет с севера на юг. Существует несколько перевалов в этом направлении, но, судя по воспоминаниям крестьян, Атаманов вел Николая Константиновича к южной стороне Белухи через перевал на Холодном белке. Именно с юга Белуха открывается во всей полноте и величии. Гору Рериху удалось увидеть в ясную погоду, без тумана, что случается нечасто. "Белуха" написана в звонких светлых тонах. Ясно читаются Западная и Восточная вершины, отчетливо рисуется на переднем плане ледник Геблера, за ним заснеженный Раздельный гребень, пересекающий ледники Катунский и Берельский.

 
Белуха - как объект мифологии
 
 
 
Главная горная вершина Катунского хребта Белуха, издавна является особым сакральным  местом и мистическим символом для алтайского, старообрядческого, русского, казахского населения. 
Как в историческом прошлом, так и в настоящем Белуха играет важную роль в духовной культуре народов Алтая. 
Алтайцы считают Белуху священной, и ее образ окружен традиционными запретами. 
 
"Высокие снежные горы, — писал В.В. Сапожников, — служат у алтайцев предметом священного почитания; никто из них под страхом смерти не смеет восходить на них. Обаяние Белухи у алтайцев еще больше: "Нам и смотреть близко на нее нельзя", — говорил мне один старик из аула в вершине Черной Берели... Многие алтайцы-охотники великолепно знают горные тропы до снежных перевалов включительно, но у основания заповедных гор, которым они дают общее название Ийик, их миссия оканчивается". 
             Картина - Гора Белуха. Художник - А.Копаев. 1994 год
 
В досоветское время никто из них не смел подниматься на вершины гор: ведь дух (Хозяин) Алтая обитает на самой высокой горной вершине. Поэтому понятно особенное и трепетное отношение алтайцев к Белухе. Возле нее алтайские охотники никогда не охотились. Местные жители боялись близко подходить к этой священной горе, опасаясь потревожить Хозяина гор. 
По алтайским поверьям как ранее, так и сегодня не разрешается шуметь, громко разговаривать у подножья Белухи, иметь при себе железные предметы. На перевалах, ведущих к вершине, повязывались особые ленты (кыйра) и сооружались обоо-таш – туры из камней. Но в непосредственной близости от Белухи в досоветское время не было, ни повязанных лент, ни обоо-таш. 
Мужчины могли придти помолиться Алтай-ээзи - Хозяину Алтая, но только до определенной черты у подножья горы. Женщинам никогда не разрешалось близко подходить даже к этой черте. 
             Картина - Белуха. Художник - А.Феоктистов. 1974 год
 
Для местных жителей священная гора Белуха есть символ чистоты духа и центр мироздания. Еще с большим трепетом к высочайшей вершине Алтая относились южно-алтайские казахи, которые боялись поднимать глаза на сверкающие величественные шапки двурогой Белухи. 
В начале ХХ в. последним населенным пунктом перед подножием Белухи было алтайское поселение в Аккемской долине. Для русских охотников снежные вершины и ледники Белухи в смысле охоты на диких животных не имели особой привлекательности. 
В ХIХ - начале ХХ вв. никто из местных староверов, за исключением проводников В.В. Сапожникова, на склонах Белухи не бывал. Один предприимчивый охотник попытался взойти на Белуху со стороны Катунского ледника, но крутизна склона и широкие трещины не позволили ему совершить восхождение. Но такие попытки были единичными. 
В досоветское время о Белухе писали, что на ее вершине никогда не бывала нога человека. В настоящее время Белуха как один из основных объектов горного туризма и альпинизма, конечно, посещается местными жителями. Но как и в старину, Белуха по-прежнему является священным символом для всех алтайцев и других народов. 
 
Вообще, в Азии очень развит культ гор - к священной или почитаемой вершине приближаться следует со смирением в сердце, с чистыми мыслями. Необычные горные и речные пейзажи Белухи и сейчас вызывают мысли о бесконечности времени, являются мистическим сюжетами изобразительного искусства. 
Так, тема Белухи как духовно-сакрального символа Алтая отразилась и в творчестве знаменитого алтайского художника, первого пейзажиста Сибири Григория Ивановича Гуркина (1870—1937; артистический псевдоним Чорос-Гуркин). 
             Картина - Вид на Белуху. Художник - Гуркин (Чорос-Гуркин) Григорий Иванович. Холст, масло. 1926 год.
 
Г.И. Чорос-Гуркин. Хан-Алтай (стихотворение в прозе) 
 
Я как бы вижу первый день мироздания! Когда после векового мрака ты, Хан-Алтай, впервые был освещен восходящим солнцем, как загорелись тогда твои причудливые скалы и как заблистали тогда твои изумрудные ледники! 
Как зацвело и затрепетало все вокруг, сливаясь в одну сплошную музыку, в один нескончаемый чудный аккорд... природа ликовала... 
Божья песнь, как волосяная струна, прозвучала тогда и наполнила тебя музыкой природы: грохотом водопадов и шумом бурных рек. И полилась та музыка через горы и стремнины, через цветущие и благовонные долины. 
Взбивая пену о громадные камни, неслась бурливая красавица Катунь. Шумели водопады, окрашиваясь радугой и серебряными нитями обвивая уступы скал твоих, Хан-Алтай! 
 
На Алтае два столетия подряд русские люди искали таинственное Беловодье — священную страну радости, попасть в которую может не каждый. 
Н.К. Рерих искал истоки евроазиатской культуры, которые, по его убеждению, зародились в сердце горного Алтая, и для этого в 1926 году совершил путешествие в Центральную Азию. 
В беловодских легендах местного старообрядческого населения Рерих увидел аналог гималайским преданиям о Шамбале, таинственной стране, открывавшейся только праведникам и просветленным. 
Именно находясь на Белухе Николай Рерих отметил необычность окружающего пространства. Он писал: 
 
"Увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород". 
             Картина - Белуха. Озеро Ак-кем. Художник - Лола Лонли. Холст, темпера. 2001 год. 
 
По мнению рерихианцев (художественное творчество Рериха принимается как религиозный манифест) и других любителей эзотерики, в горах Алтая находятся ворота в страну Шамбала, пока сокрытую от людей. Она станет центром цивилизации после того, как человечество, с его безудержным стремлением к разрушению, уничтожит само себя. 
Недаром теме Белухи Николай Рерих посвятил картину с одноименным названием. 
В честь Н.К. Рериха и членов его семьи названы четыре пика Катунского хребта в районе Белухи. 
Некоторые рерихианцы в продолжение учения Рериха считают, что между самой высокой вершиной Алтая и Гималаями существует некий энергетический мост. Утверждается, что здесь происходит энергетическая подпитка человека, способствующая увеличению продолжительности жизни, молодости и даже обретению бессмертия. Для рерихианцев Белуха и подступы к ней — это место связи с космосом. 
             Картина - Белуха весной. Художник - Елена Филатова. Холст, масло. 2001 год.
 
Ослепительно белая никогда не обнажающаяся вершина – символ святости и чистоты - Белуха считается горой начала буддизма. Особенно если сравнить данные о местонахождении горы и данными о том, что Гаутама Будда прибыл в Индию с севера, с великой горы – по карте мы увидим это место как раз здесь, в Алтае, на месте священной горы Белухи-Меру, на которой держится весь мир. 
В подтверждение, здесь постоянно находили статуи Будды как свидетельства этой древней религии. 
              Картина - Белуха. Художник - Виктор Меньшиков.
 
В 1904 году на Алтае произошли события, положившие начало созданию бурханизма — новой религиозной системы, взявшей некоторые элементы традиционного шаманизма, но по сути близкой к буддизму (ламаизму). 
Рождение этой веры было непосредственно связано с горой Белухой, которую алтайцы считают священной. Считалось, что около 1900 года произошло обрушение части вершины Белухи, а среди алтайцев было распространено поверье, что вслед за этим событием должен явиться спаситель алтайского народа — Белый Бурхан, или Ойрот-хан. 
Его провозвестником выступил в мае 1904 года алтайский пастух Чет-Челпанов. Сами алтайцы называют бурханизм Ак-дьанг ("Белая вера"). Бурхан, разумеется, является на белом коне в белом одеянии. Ритуальную роль играют белая березка и молоко. 
Очень многое в местной религии заставляет вспоминать царящую над Алтаем белоснежно-ледяную Белуху. 
Н.К. Рерих, изучавший Алтай и путешествовавший здесь, увидел в Бурхане воплощение Будды. И это, уже в наши годы, послужило толчком для сближения немногочисленных алтайских бурханистов, в основном представителей интеллигенции, пытающихся выработать с помощью религии новую национальную идеологию, с буддизмом (в частности, с японским). 
Дело в том, что в 1904—1905 гг., когда Россия терпела поражения в Русско-японской войне, многие алтайцы склонны были отождествлять царство Ойрота с Японией. Ведь японский император как бы наказывал русских за притеснения алтайцев. Поражения России, видимо, отчасти и способствовали зарождению бурханизма как движения за национальную самобытность, против русификации (не случайно русская полиция сочла Чета-Челпанова японским шпионом). 
Современные алтайские идеологи бурханизма выдвигают еще один аргумент за сближение с буддистами Японии: раз японский буддизм смог органично вместить в себя местные верования в природные стихии и духов (синтоизм), то сможет так же органично вместить бурханизм и алтайский шаманизм. Модным стала формула "экологический буддизм", выработанная алтайскими бурханистами под влиянием рерихианцев. Впрочем, не все бурханисты Алтая согласны с "подчинением" своей национальной веры буддизму. 
              Картина - Вид на гору Белуха с берега озера Аккем, Алтай. Художник - Корягин Геннадий. Холст, масло 1926 год.
 
В настоящее время эзотерики и оккультисты называют гору Белуха одним из главных центров мировой силы, обладающим уникальным даром воздействовать на психику человека и вызывать душевный подъем. 
По одним поверьям на Белухе обитает Умай – тюркская богиня-мать - покровительница детей, по другим - от Белухи прямо до Эвереста идет энергетический мост ("Алтай – Гималаи, два полюса, два магнита" — так писал Рерих в своих дневниках). 
Уфологии считая, что в районе Белухи установлена прямая связь с Космосом ждут на Алтае миссионерский визит представителей инопланетных цивилизаций. 
Всё это очень походит на интеллектуальную истерию, но мифологизация Белухи уже состоялась, и отмахиваться от этого как от культурного феномена не следует.
 
Это интересно:
 
 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz