Пятница, 24.11.2017, 17:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Долина Теренг | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая




Долина Теренг




Долина Теренг расположена в окрестностях села Кырлык и является известным историческим местом. 
23 мая 1904 года алтайцы собрались в долине Теренг, 

Фото satory-777 - Место поклонения бурханистов. 
На фото виден флаг к нему привязываются веревки с флажками (как в буддизме), 
место вокруг флага выложено камнями на подобие кургана. 
Бурханисты приносят в дар Белому Бурхану только белое-молоко, сахар, хлеб-соль.

 …по одной из легенд в начале ХХ века алтайцы ждали прихода своего Спасителя - Ойрот-хана. 
Предвестником этого события должно было стать разрушение одной из двух вершин Белухи. 
Весной 1904 г. 12-летняя девочка Чугул пасла овец в урочище Теренг и встретила там всадника в белом одеянии. 
Весть о Белом всаднике быстро разнеслась по кочевьям. Гонцы приглашали всех желающих собраться в долине Теренг, у подножия горы Кырлык, для поклонения Белому Бурхану… 

где местный пастух Чет Челпанов и его дочь открыли людям новую веру "Ак Дьянг" ("Белая, чистая вера"), чему пособствовало явление одного из "младших" ойратов. 

                                            На фото - Чет Челпанов с женой Кул

Отличиями данного религиозного учения от традиционного алтайского шаманизма являлся отказ от кровавых жертвоприношений, одурманивания себя алкоголеми табаком во время шаманских мистерий. Кроме того, Чет Челпанов призывал алтайцев молиться только светлым и добрым богам и главному из них – Бурхану, отсюда пошло название нового религиозного течения – бурханизм. 
Возникший как национально-религиозное движение на базе шаманистских и буддийских практик бурханизм, также ставил целью создание самостоятельного алтайского государства. Бурханисты проповедовали отказ от "черной веры" - шаманизма и кровавых жертвоприношений, уничтожение оружия, борьбу за изгнание русских, рассматривавшихся как захватчики Алтая. 
В 1904 г. Правительство в условиях проходившей тогда русско-японской войны было обеспокоено доносимыми до него сведениями о том, что в пропаганде бурханистов упоминается такой персонаж как "Япон-хан", что рождало подозрения о действии в среде алтайцев японских шпионов. В результате, 4 июля 1904 г. в долине Теренг полторы тысячи русских крестьян, прошедших своеобразным крестовым походом от Бийска с благословения бийского епископа Макария (Павлова) напали и разгромили собрание безоружных алтайцев, исповедовавших бурханизм. Численность алтайцев также была достаточно велика - до нескольких тысяч человек, однако вооруженного сопротивления они не оказали. 
В качестве идеолога погрома ряд историков и публицистов называли св. Макария (Невского), в 1904 г. являвшегося Томским епископом, викариатом которого была Бийская епархия. 
Как и любой погром этот также сопровождался насилиями и грабежами, ряд видных бурханистов был арестован и подвергнут суду в Томске, правда в ходе которого обвинение в связях с японскими агентами не было подтверждено. 
В 1906 году Чет Челпанов был оправдан гражданским судом. Вот только вернувшись на родину, он обнаружил, что вместо него по всему Алтаю появились ярлыкчи (дословно - "право имеющие"), которых по традиции сопровождали девочки-проповедницы 12-13 лет. 
Собиравшиеся в долине Теренг сторонники нового вероучения сооружали каменные культовые сооружения и жертвенники. Остатки этих ритуальных сооружений до сих можно увидеть в Теренге. 
                        Фото - жертвенник в долине Теренг
                           На фото - Бурханистский жертвенник (фото из архива А.А. Познякова, снятое с дагерротипа В.В. Сапожникова)

Это интересно:


Книга Геннадия Андреева "Белый Бурхан" (приключенческий роман, написанный со значительной долей фантастики и авторского вымысла, история здесь — лишь канва, по которой проходит его прихотливая вязь. Автор очарован красивыми и страшными центральноазиатскими и тибетскими легендами, мудрыми аллегориями и философскими раздумьями Н. К. Рериха, иногда понимаемыми буквально)  

БЕЛЫЙ БУРХАН: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ (работа к. и. н., этнографа Л. Шерстовой)
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz