Пятница, 24.11.2017, 17:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Кучерлинская писаница | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая
Грот Куйлю. Фото Юлии Л.
 
 
 
Кучерлинская писаница (Грот Куйлю, Кучерла-1)
 
 
 
Усть-Коксинский район
 
 
 
Кучерлинская писаница - древнее святилище известное также как грот Куйлю и Кучерла-1.
Расположена в центральной части Горного Алтая, неподалеку от горы Белухи, на правом берегу Кучерлы, в 15 км вверх по течению от села Тюнгур.
В долине Кучерлы немало скальной породы, на которой можно увидеть петроглифы, но только в гроте Куйлю петроглифы так плотно собраны в одном месте.
Кучерлинская писаница – единственный в настоящее время полностью изученный археологический объект, сочетающий в себе элементы как материальной (культурный слой), так и духовной (наскальные изображения) сферы.
Изучение исторических источников сходной семантической направленности предпринималось в последние десятилетия как в близких Алтаю, так и в отдаленных регионах – на Урале, в Якутии, в Забайкалье и Приамурье. Имели место сообщения о случаях обнаружения артефактов у подножия писаниц и на территории Горного Алтая, однако культурные отложения Кучерлинского жертвенника – подобной мощности и насыщенности находками – явление, несомненно, для региона уникальное.
Специфика данного святилища заключается, прежде всего, в его многослойности. Проведенный анализ грота Куйлю дает возможность проследить здесь варианты иррациональной деятельности древнего населения Алтая на протяжении (с перерывами) почти пяти тысячелетий. При этом важно понимать, что перед нами не единый культовый комплекс, а, скорее, совокупность священных мест, оставленных разными этническими группами в различные хронологические периоды.
 
Как добраться
 
Если вы идете к Белухе через перевал Каратюрек, вверх по реке Кучерла или спускаетесь по Кучерле от Кучерлинского озера, не проходите мимо, сверните с тропы к гроту в урочище Куйлю. Здесь можно прикоснуться к древней истории.
Грот находится рядом с устьем ручья Куйлю, примерно в шести километрах от второго кучерлинского моста. Ориентиром может служить старое пастушье зимовье с большим навесом и загоном для скота, расположенное справа от тропы, если подниматься вверх по Кучерле, грот Куйлю будет находиться на 80 метров правее.
 
В настоящее время люди почти не проживают в Кучерлинской долине. Характерными особенностями долины являются ее повышенная влажность и частичная заболоченность, незначительная ширина, а также относительная труднодоступность. Неудивительно, что здесь нет постоянных поселений, только пастушьи зимовья и приюты охотников, да турбаза на высокогорном озере, нет здесь и хороших дорог – лишь пешие и конные тропы. Такое отсутствие современной цивилизации в долине, видимо, способствовало относительной сохранности писаницы.
Тем не менее, в настоящее время Кучерлинский комплекс петроглифов значительно пострадал от рук людей, желающих себе отколоть "на память" кусочек истории. Часть петроглифов просто похищена. Есть также немало желающих выдолбить здесь-же свои, свежие. Следы этих варваров, к сожалению, очень хорошо заметны - они не так аккуратны, и не выветрены временем.
 
Из истории исследования
 
О гроте Куйлю исследователи узнали в 1939 году после экспедиции, возглавляемой представителем Российского общества туризма Владимиром Ивановичем Шемелевым. Шемелев разрабатывал новые туристические маршруты на Алтае.
Впервые в специальной литературе святилище было упомянуто П.П. Хороших (1974).
С 1984 года наскальные изображения фотографировали и изучали последователи Н.К. Рериха, добившиеся открытия музея Рериха в селе Уймон. Так первые фотографические публикации и описание некоторых наскальных рисунков были сделаны Л.В.Шапошниковой.
Изучение же петроглифов было предпринято Е.П. Маточкиным.
В первую очередь его привлёкли оленный фриз, композиция с андрогинным божеством и шаманистические сюжеты. Затем археологи СО РАН во главе с Молодиным Вячеславом Ивановичем в 1987-1990 гг. провели комплексное и многогранное изучение святилища осуществив раскопки площадки перед гротом. В точности восстановить сакральные ритуалы, которые совершались в гроте, наверное, невозможно. Но и то, что обнаружено здесь, дает богатую почву для понимания. Оказавшись на месте, сразу бросается в глаза большое количество наскальных рисунков, но грот это не просто писаница. Древние люди воспринимали пещеры, гроты, как женское начало горы или вход в гору, дверь. Через эту дверь "уходили" животные зимовать и затем "возвращались" весной. Духи гор открывали и закрывали врата. Согласно верованиям шаман тоже мог попасть внутрь с жертвой хозяину горы.
У каждого рода была родовая гора. И когда-то естественное углубление в скале, грот Куйлю (слово "куй" на алтайском языке значит "пещера", а "куйлу" - "имеющий пещеру") выбрали древние люди для исполнения ритуальных действий, моления родовой горе.
Описание святилища по периодам времени (слоям раскопок).
 
Святилище представляет собой каменный навес у подножия отшлифованного ледником скального останца, покрытый разновременными петроглифами (более 100 петроглифов, на которых в основном животные и несколько изображений антропоморфных существ), который в свою очередь был перекрыт мощными напластованиями культурных отложений.
Новосибирские археологи провели раскопки непосредственно перед гротом и обнаружили в земле (в слое глубиной до 1,9 м.) предметы обрядовой деятельности и кости зверей, относящиеся к периоду бронзового века (III-II тысячелетие до н.э), скифского времени (7-5 в. до н.э), средневековья.
Эти находки говорят о том, что грот был писаницей-святилищем, где, по-видимому, уже с III тысячелетия до н.э. проводились обряды "моления" о хорошей охоте и приумножения промысловых зверей.
Одной из частей обряда было нанесение на скалу изображения животных, на которых велась охота. Видимо похожий сценарий ритуала проигрывался в течение пяти тысяч лет. Желая удачной охоты, люди наносили изображения зверей на скалу, возможно, кололи эти изображения стрелами, наконечники которых были найдены в слое земли перед гротом. На огне в ритуальной посуде готовилось кушанье, его подносили хозяину горы или духу покровителю. Глиняная посуда после или во время обряда разбивалась и раскидывалась.
Здесь же в гроте изготавливались обереги или атрибуты обряда, в земле найдены кости животных, украшенные орнаментом.
 
4 слой раскопок – Конец Афанасьевской эпохи – период развитой бронзы
В нижних, наиболее древних слоях обнаружены фрагменты керамики, кости животных, каменные орудия, костянные наконечники стрел оригинальной формы, относящиеся к афанасьевской культуре эпохи ранней бронзы.
С этим горизонтом, вероятно, связан древнейший на памятнике пласт петроглифов – крупные изображения 3 маралов, отличающиеся от остального массива петроглифов рядом художественных особенностей.
На границе 4-го (афанасьевского) и 3-го (эпохи раннего железа) слоев найдены фрагменты плоскодонной баночной посуды эпохи бронзы. Наскальные изображения не связаны с данным комплексом.
 
3 слой раскопок – период раннего железа
Наиболее информативен и содержателен слой 3, содержащий огромное количество костей животных, предметов из кости и рога, фрагментов керамики, изделий из бронзы. Больше всего грот как святилище посещался именно во времена скифов (VII-III век до н.э) относящиеся к данному слою.
Скифы пройдя по Алтаю оставили захоронения-курганы, давшие археологам бесценные находки.
В гроте Куйлю культурный слой земли (слой 3), соответствующий скифскому периоду или периоду раннего железа, содержал наибольшее количество находок.
Выделяется сакральный комплекс (26 прокаленных участков, соответствовавших древним очагам, расколотые кости промысловых животных, кости с орнаментом, наконечники стрел, предметы неизвестного назначения, большое количество черепков глиняной посуды, украшенной орнаментом).
Были найдены также бронзовый нож, бронзовое украшение, осколок серпа, шило.
Посуда более всего напоминает керамику большереченской культуры.
 
2 слой раскопок – период средневековья
На границе со слоем 2 обнаружен комплекс оригинальной керамики, не имеющей аналогов. В этом слое средневековья снова присутствуют все перечисленные находки — разбитые черепки, наконечники стрел, следы очагов и др. Также были найдены части чугунных котлов, которые использовались для приготовления ритуального кушанья. На скалах можно найти петроглифы, соответствовавшие эпохе средневековья — схематичное изображение человека в длинном халате.
После средневековья, ближе к нашему времени, народы, населявшие соседние долины, верили, что в гротах живут сверхъестественные существа, духи. Возможно, подношения делались уже духу этого места.
2-й слой насыщен костями животных. В слое земли, соответствовавшем этому времени найдены фрагменты грубой лепной посуды, наконечник стрелы из рога, зернотерка, фрагмент железного серпа. Уникальна роговая пластина с гравировкой козла, характерная для эпохи железа. К этому же времени относятся изображения нескольких фигурок горных козлов, лошади и человека, которые различаются стилистически и грубостью исполнения.
 
1 слой раскопок – этнографический период
1-й слой сформировался в этнографическое время. Полученные материалы свидетельствуют о многократном использовании святилища для отправления различных культов.
 
Описание петроглифов Кучерлинской писаницы
 
К периоду раннего железа принадлежит и основной массив петроглифов.
Возраст наскальных изображений определяют по накипному лишайнику, который растёт очень медленно. До раскопок наскальные изображения перекрывались мощным слоем земли (до 1,9 м.), который образовался примерно за пять тысяч лет.
Для того, чтобы отчетливее рассмотреть наскальные рисунки, можно немного плеснуть на них водой, тогда невзрачные фигуры ярче проявляются на камне.
Петроглифы располагаются поясом на скалах, а также на большом вертикальном камне треугольной формы, являющемся частью скалы. Этот камень, находящийся в самом центре грота, должен был привлечь внимание человека. Кажется, сама геологическая структура определила ему быть своеобразным "алтарем" древнего языческого святилища. Надо полагать, именно здесь и должны находиться наиболее значительные изображения.
Разделенный трещиной на две половины, алтарный камень мог восприниматься как миниатюрный образ Белухи. Действительно, грот Куйлю – ближайший петроглифический памятник возле священной вершины Алтая. К тому же, именно так, в форме двух конусов изготавливают из сыра алтай-кижи ритуальный образ самой высокой и почитаемой горы. Естественные трещины разделили скалу на разные сектора, в которые вписаны отдельные петроглифы и сюжетные композиции.
На алтарной части наибольшее количество петроглифов.
Выделяются комплекс раннескифских изображений и перекрывающий их более поздний пласт. Изображения нанесены одни на другие. Возможно, изображения на скале специально наслаивали друг на друга чтобы усилить действие обряда. Или же имело значение только нанесение рисунка на камень во время ритуала, а дальнейшая его "жизнь" была не важна.
 
В целом, на скале изображены сцены охоты на маралов, шаманские мистерии, горные козлы, медведи, косули и другие животные. В верхнем секторе "алтаря" находится изображение двух маралух (так называли марала на Алтае) с необычайно длинными шеями. Маралухи с большим совершенством вписаны в два сектора треугольника, разделенного широкой трещиной. Изображения профильные, выполнены глубоким и прошлифованным желобком.
Мифологический сюжет с двумя оленихами известен на огромном ареале – от севера Европы до Сахалина. Его разгадке посвятил специальное исследование Б.А.Рыбаков в своей монографии "Язычество древних славян".
Согласно легенде, рождение оленьего приплода совершается на небесах, там, где располагаются созвездия оленей (лосей), имеющих у многих народов одно и то же название (в современной терминологии – созвездия Малой и Большой Медведицы). Рядом с правой маралухой выбита фигура странного двуполого существа с большим фаллосом и женской грудью. Ноги у него – как ласточкин хвост, голова – как у ушастой совы, клюв – как у утки, хвост – как у рыси или волка. Существо как будто изрыгает что-то из клюва-пасти прямо в рот маралухе.
Изображенное рядом с маралухами синкретичное зооантропоморфное существо – это всесильный герой, древнейшее божество Азии, хозяин верхнего мира или громовник. Все персонажи Куйлю отражают широко распространенные представления первобытных племен Северной и Средней Азии, которые "сближали Большую Медведицу, громовника и крупных ревущих зверей". Об этом писал Г.Н.Потанин, проанализировавший значительный по объему фольклорный и этнографический материал.
Чеканная строгость форм, рога на голове у самок (что не свойственно благородным оленям), символы светил – все говорит о том, что здесь изображены не обычные реальные животные, а условные образы двух космических прародительниц, олицетворяющих фратрии рода. Они абсолютно статичны, однако благодаря необычайно длинным, вытянутым шеям и диагональному расположению фигур кажутся парящими.
В композиции находит яркое воплощение идея о том, что созвездия оленей (лосей), согласно мифопоэтическим представлениям, помещаются около вершины горы – как раз так, как это показано на миниатюрной модели Белухи – алтарном камне грота Куйлю.
В композиции, вероятно, древние люди соединили верхний мир с земным, посредством маралих, образ которых присутствует в обоих мирах.
На рисунке изображены архетипические образы в изобразительном искусстве Горного Алтая: 
Левая колонка - доскифское время. Средняя колонка - скифское время. Правая колонка - новая эра. 
Первый ряд - архетип Великой Матери: 1- грот Куйлю, 2 - Теке-Туру, 3 - Карбан. 
Второй ряд - архетип Солнца: 4,5 - Карагем, 6 - рас. на шаманском бубне. 
Третий ряд - архетип Неба (Верхнего мира): 7 - Турочакская писаница, 8 - Карагем, 9 - Бош-Туу, 
Четвертый ряд - архетип Колдовского демона: 10 Карбан, 11 - Пазырык, кург.5, 12 - рис. на шаманском бубне. 
 
В эпоху бронзы образ Великой Матери, матери-прародительницы изобразили в виде крылатой маралухи. 
Она выбита широким контуром по аморфной коричневой корочке ожелезнения, покрывающей более твердую кремнистую породу. Художник нашел ту гармоничную меру стилизации, когда рисунок дается в значительном обобщении, но одновременно сохраняется живая связь с реальностью. Линии, обрисовывающие профиль маралухи, величавы и торжественны. Силуэт прочерчен несколькими широкими поперечными "ребрами", что сближает ее в какой-то мере с произведениями скелетного (ангарского) стиля, распространенными на территории Сибири в эпоху бронзы.
 
Также из петроглифов доскифского времени можно выделить находящееся в северной части грота большое изображение маралухи, под животом которой находятся козлик и птица (см. рисунок 2).
Маралиху перекрывают изображения более мелких животных, сделанные позже. Над головой маралухи находится веточка, как продолжение рога. Это древнее изображение Мирового дерева.
Мировое дерево по представлению шаманов соединяет подземный, земной и небесный миры. На скалах можно найти антропоморфные фигуры, которые изображали скорее всего духов-покровителей или шаманов. Как выше уже говорилось, петроглифов, относящихся к скифскому времени очень много.
На рисунке изображены архетипические образы в изобразительном искусстве Горного Алтая. 
Левая колонка - доскифское время. Средняя колонка - скифское время. Правая колонка - новая эра. 
первый ряд - архетип Мирового дерева: 13 - грот Куйлю, 14 - Пазырык, кург. 5, 15 - Карбан. 
Второй ряд - архетип Страха : 16 - Бешозек, 17 - 2-й Башадарский курган, 18 - Бичукту-Бом. 
Третий ряд - архетип Фертильной (рожающей) женщины: 19 - Озерное, 20 - Карагем, 21 - Карбан. 
Четвертый ряд - архетип Культурного героя: 22 - грот Куйлю, 23 - Карагем, 24 - Чич-Кеши. 
 
Изображения животных выбиты точечной техникой. На скале можно увидеть маралов, козлов, косуль. Некоторые из животных, поражены метательным оружием. Нижняя часть центрального фриза (фриз - горизонтальная полоса, обрамляющая ту или иную часть архитектурного сооружения) с петроглифами перекрыта кровлей 3-го культурного слоя, связанного с гунно-сарматской эпохой, о чем свидетельствует находка датирующей поясной пряжки.
В 3-м слое найдены обломки плит с петроглифами, что говорит о длительном процессе формирования слоя и нанесения изображений.
Несколько позже были открыты петроглифы Черной речки, находящиеся ниже по течению Кучерлы. Петроглифы располагаются на ровной вертикальной плоскости ромбовидной формы размером 1,2×0,8 м. Выбивка неглубокая, что придает всей композиции необычную воздушность, а само сочетание белых фигур и коричневого фона – особую привлекательность среди петроглифов Алтая. Основу писаницы Черной речки составляют три крупных животных. Два из них как бы опираются на громадные полукруглые рога козла, стоящего ниже. Правое имеет большой рог необычной формы. Левое выделяется выразительностью своих очертаний. По-видимому, это синкретичное существо, в котором есть что-то и от быка, и от оленя. У него лировидные рога и пушистый хвост, как у яка. Декоративная завершенность форм, изящная обрисовка ног, стоящих как бы на пуантах, – все это близко скифо-сибирскому "звериному стилю". Однако первоначальный вид писаницы в эпоху бронзы был другим. На ней не было этого животного, а на его месте находилось несколько более мелких изображений.
 
Таким образом, исследование Кучерлинской писаницы позволило отнести её к новому для региона Горного Алтая типу – писанице-святилищу.
Компактность расположения культурных напластований на площадке перед петроглифами, частичное перекрывание последних культурными отложениями, обнаружение фрагментов скалы с изображениями непосредственно в слоях жертвенника позволяют говорить о взаимосвязи культурных горизонтов с петроглифами и о возможном создании наскальных изображений в процессе проводившихся в святилище обрядов. Об этом же свидетельствуют и образы одних и тех же животных, представленных как в наскальных изображениях, так и в рисунках на отдельных артефактах; а также в массовой доле остеологического (костного) материала.
Кучерлинское святилище отражает существовавшие промысловые ритуалы, выявляющие сходство как в объектах поклонения, так и в методах отправления культов. По верованиям алтайцев, количество промыслового зверя и удача в охоте, а также рождение и здоровье детей зависели от духа родовой горы.
Возможно, наличие скопления петроглифов в скальной нише Кучерлинского святилища имеет в своей основе моление горе-покровительнице, либо духу-хозяину местности, либо духу-покровителю охоты. При этом в промысловой магии возможно сосуществование двух направлений: с одной стороны, обеспечение охотничьей удачи, с другой – забота об обилии и умножении промысловых зверей.
Анализ культурных слоев позволил выявить ряд постоянных элементов в бытовавших на святилище обрядах: наличие в горизонтах очагов и участков прокаленной почвы говорит об обязательном использовании огня в проводившихся действиях. Отсутствие археологически целых сосудов, расположение фрагментов одного сосуда на значительном удалении друг от друга, возможно, обусловлено, преднамеренным уничтожением посуды после проведения обряда. Наличие в слоях жертвенника наконечников стрел, а также существование наскальных изображений животных с явными признаками ранения метательными орудиями указывает на характер жертвенника, функционирующего как святилище, связанное с охотничьими культами. При этом стрелы могли находить непосредственное применение в процессе культовых действий.
Изображения козлов на артефактах могут быть интерпретированы как атрибуты зашифрованной в них культовой информации. Учитывая огромную роль этого животного в хозяйственном укладе населения Алтая, данный образ мог связываться с сакральными воззрениями.
Изображения Кучерлинского святилища и обнаруженные здесь артефакты являются составляющими сложного комплекса магических воздействий на природу, действенность которого в глазах охотников разных эпох подтверждалась длительностью существования святилища.
Основой мировоззрения древнего населения Горного Алтая являлось поддержание равновесия между природой и человеком. В то же время, зависимость от природы заставляли человека заручиться поддержкой высших сил в обеспечении благополучия общества и продолжении его существования.
Грот веками наделялся сакральной силой, поколения сменялись, а человек всегда приходил сюда вымаливать у духов удачу. Ритуальные традиции, схожие по действию, переходили из тысячелетия в тысячелетие, из века в век и дошли до нашего времени изображениями на скалах и скрывавшимися в земле обрядовыми атрибутами в гроте Куйлю. И думая об этом, поражаешься – ведь столько веков разделяют нас и тех людей, что совершали здесь свои ритуалы… Казалось бы, все ушло в небытие. Но найденные предметы и наскальные рисунки – вот они, сохранившиеся доказательства той жизни, о которой мы теперь с трудом можем судить…
 
 
 
Это интересно:
 
 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz