Пятница, 24.11.2017, 17:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Музей А.Г.Калкина в селе Яконур | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая
 
Музей А.Г.Калкина в селе Яконур
 
 
 

В 2005 году в селе Яконур был открыт музей А. Г. Калкина. 

Выдающийся алтайский сказитель (кайчи) знаменитый на весь тюркский мир Алексей Григорьевич Калкин (годы жизни1925–1998 гг.) известен как знаток древних эпических алтайских сказаний, зачинатель алтайского письменного слова, собиратель народного эпоса. 
 
Алексей Григорьевич Калкин – сказитель (кайчи) родился в марте 1925 года. 
Кайчи - это не профессия. Это порыв души и сердца, это любовь и преданность родному фольклору, неугасимое стремление сохранить и передать его сокровища грядущим поколениям. 
 
"Кай" по-алтайски – это звучащее, исполняемое под музыку топшура эпическое сказание. 
Традиционное горловое пение – самый архаичный вид вокала, присущий народам Саяно-Алтайского региона Сибири в России, Монголии и Тибете. 
Уникальность этого искусства, как отмечают специалисты, заключается в том, что исполнитель извлекает две-три ноты одновременно, образуя своеобразное двух-трехголосое соло.
Кайчи – не просто певец, это хранитель традиции, уходящей в глубь веков, это человек, передающий ее живущим и последующим поколениям.
 
Алтайский эпос, как и эпосы других народов мира, выражал вековые думы, чаяния, мечту о свободе и справедливости. В нем отражалась эпическая память и национальное достояние самосознания народа, стремление к светлому будущему. 
Калкин - потомственный сказитель. В детстве Алексей Григорьевич по вечерам всегда рассказывал собравшимся односельчанам (молодежи) народные сказки, исторические рассказы, загадывал загадки, которых знал множество. Слушатели интересовались героическими сказаниями. 
Когда он брал в руки топшур и начинал петь каем (алтайским горловым пением), люди не замечали, как наступало утро.
 
топшур - национальный музыкальный инструмент алтайцев, имеет форму балалайки, но далеко не звучный, так как струны на нем употребляются из конского волоса, свитого в тоненькую верёвочку, играют на нём так же, как и на балалайке)
Впервые он услышал от отца сказание "Ескюс-Уул", затем "Кара-Кес", "Боодой-Коо", "Маадай-баатыр", "Маадай-Кара" и пр. Ему также довелось слышать замечательных исполнителей эпоса - Оспыйнака, Т. Токтогулова, Д. Тобокова, Дьиндьилея, Н. Улагашева. 
К 16-17 годам у А.Г.Калкина появились первые "свои" слушатели, он созрел как сказитель. 
К 19 годам становится мастером, обладающим определенным эпическим знанием, способным не только хорошо петь героические сказания, но и дать оценку своему и чужому исполнению. 
К середине 40-ых годов его популярность стала общепризнанной. 
В репертуаре Калкина, обладавшего феноменальной памятью, более 30 героических сказаний, множество сказок, мифов, легенд, преданий, рассказов и песен.
Однажды А.Г.Калкин сказал такие слова, к которым должен прислушаться каждый из нас: 
 
"Сказитель обязательно живет жизнью деяниями героев своих сказаний. Он всецело верит в то, что происходит в сказаниях. Если герой радуется, то радуется сказитель; если герой печалится, сказитель вместе с ним горюет. Потому что сказание - это не пустословие. В сказаниях народ выражает свою душу, радость и печаль. Сказку ведь выдумал не один человек, она связана с душами и чаяниями многих исполнителей, возникнув в древние времена, она дошла до нас. Поэтому язык сказок и сказаний очень богат и красочен: каждый исполнитель добавил от себя что-то сокровенное..." 
 
В 1963 г. С. С. Суразаковым было записано сказание "Маадай-Кара", исполненное А. Калкиным. Стихотворный текст сказания содержал 7738 стихотворных строк. Это самое крупное по объему из числа известных до сих пор алтайских героических сказаний.
В 1978 году А.Г.Калкин был принят в члены Союза писателей СССР, в 1995 году награжден орденом Дружбы.
 
В настоящее время в Республике Алтай за достижения в области народного творчества ежегодно вручается три премии имени выдающегося алтайского кайчи Алексея Калкина. 
Сейчас наиболее распространенный стиль горлового пения на Алтае – это низкий стиль хатхара (кыргыраа) – особенный низкий гортанный голос. От хрипа этот голос отличает свободное звукоизвлечение, без напряжения голосовых связок. Такой же малой напряженностью отличаются средний кхомей и высокий сыбыскы, что позволяет излагать, петь насыщенные содержанием тексты героических эпосов. В целом же насчитывают 12 стилей горлового пения. Способ получения кая уникален для каждого исполнителя, равно как и его возможности. Вот именно это и приходится оценивать жюри при присуждении премий.
 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz