Пятница, 23.06.2017, 06:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Музей алтайской культуры в селе Мендур-Соккон | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая
 
Музей алтайской культуры в селе Мендур-Соккон
 
 
 

Небольшое село Мендур-Соккон (в переводе с алтайского "Побитый Градом") расположено примерно в 20 км к югу от Усть-Кана. 

В село ведет дорога справа от основной. В Мендур-Сокконе есть гостиница. Главной достопримечательностью села является ее краеведческий музей, посвященный истории, традициям, быту, вере и культуре алтайского народа. 

В 1986 году музей алтайской культуры в селе Мендур-Соккон получил статус филиала Республиканского краеведческого музея им. А. В. Анохина, находящегося в Горно-Алтайске. А в 2011 году музею исполнилось 25 лет.
 
Музей расположен в довольно большом доме с голубыми наличниками, напротив детского сада. 
Краеведческий музей Мендур-Соккона был создан в 1986 году по инициативе директора местной школы, краеведа-энтузиаста Николая Андреевича Шодоева, личности известной на Алтае. 
 
Музей был сделан в прямом смысле своими руками: сын Николая Андреевича оборудовал и оформил интерьер музея, дочери сшили традиционные костюмы. Ученики собирали экспонаты, их родители приносили в музей сохранившиеся в семьях старые алтайские вещи. 
 
Свою задачу Н.А.Шодоев видит в том, чтобы "сохранить знания старины", поэтому его интересуют вопросы истории, религиозных взглядов, старинные науки, не обходит вниманием и работу экстрасенсов и шаманов. 
                                                    Фото с сайта otzyv.ru
 
У входа в музей размещена небольшая экспозиция, посвященная археологии. Здесь можно увидеть каменную бабу, которую нашли неподалеку от деревни. 
Вообще, в селе Мендур-Соккон было найдено захоронение бронзового века. Это произошло случайно: в результате обрушения берега реки обнажились части человеческих останков. По найденным предметам выехавшие на место сотрудники Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай, Национального музея им. Анохина и Института алтаистики определили, что захоронение относится к эпохе бронзы. В отшлифованном, хорошо обработанном каменном ящике находились различные предметы, инвентарь и человеческие кости. 
 
Музей состоит из двух залов. 
Большинство письменных материалов (документы, письма, рукописи и т.д.) на алтайском языке, что несколько затрудняет знакомство с ними. 
В залах представлены экспонаты, посвященные белой вере алтайцев, подробно рассказано о религиозных обычаях и верованиях, много интересных старинных предметов быта и орудий труда. 
Нельзя не обратить внимания на цветные полоски ткани, подвешенные к потолку, – дьаик – своеобразный аналог русской иконы. Каждый цвет символизирует важное для алтайцев понятие. Белая лента - дух Алтая (лента путников!), голубая лента символизирует место, где хранится душа человека, розовая - луну, желтая - солнце. 
 
Свою экскурсионную беседу Николай Андреевич начинает так:
 
– Я родом из племени иркит, которое родилось от первых шести племен Алтая. На это ушло 5 веков (с 9 по 13 века). 
Из мифа о происхождении племен алтайцев известно, что от детей отца-духа Алтая произошли племена: от Тота – пошло племя тодош, от Теле-Сей – телесы, от Теле-Нгет – племя теленгиты, от Теле-Уут – племя телеуты, от Куман-Ай – кумандинцы, от Кыпа – кыпчаки. 
С началом "века зла" (9 век н.э.) на Алтай пришли кыргызы, уйгуры, и племена перемешались. 
Возникло седьмое племя – иркиты. Иркиты стали главными защитниками Алтая в трудные грозные времена (13-17 века). 
Перед "веком голода" (13 век до н.э.) пришли монголы, племена перемешались, возникло восьмое племя – майман. 
С началом "желтой эры" (18 век) пришли арасеи. Ныне рождается девятое племя орус-Алтай (русский алтаец). Есть коренные алтайцы, есть русские алтайцы, то нарождающееся племя, которому немногим более двух веков. 
Русские алтайцы – новое, девятое племя Кан Алтая, именно оно станет защитником земли – природы, прежде всего, леса и всего живого на ней. А чтобы пробудилось их сердце как у алтайцев, будущих защитников земли алтайской, потребуется самое малое – еще 100 лет. В связи с ускорением движения времени, вместо 504 лет орус-Алтай пройдет лишь 360 лет.
Коренные алтайцы, Алтай-Кижи, – не пришельцы в горах Алтая, здесь они появились на свет Божий. Они не были кочевниками в полном смысле этого слова, и сейчас живут так же, как их предки: к лету мужчины и старшие дети гонят домашних животных в тайгу высокогорья, а на зимовку спускаются в долину, где их ждут жены и матери. Нужно немало времени русским алтайцам для развития духовности, ведь возникающее новое племя не только защищает, но и сдерживает растворение коренных жителей в новой среде, перенимая их традиции и совершенствуя их развитие. Если сейчас здесь вырубят лиственницу, Кан-Алтай снова станет голой землей, так как основными деревьями были кедр, а сейчас – лиственница. Те, кто останется в будущем, будут вынуждены уйти с этой земли на все четыре стороны света или туда, где меньше цивилизации, как уходили первые алтайцы, сарт-тургуты, в 12-6 веках до н.э. При благоприятном развитии плода племени русских алтайцев в утробе матери-земли (Умай-Эне) ее символом считается гора Белуха (Уч-Сумер), будет развиваться их душа, как душа будущего народа, следующего, алтайско-русского мироздания.
 
 
Вот такая тема для размышления.
 
Рядом с музеем стоит юрта, недавно отремонтированная и предназначенная для приема посетителей. Договорившись предварительно с Николаем Андреевичем, вы можете провести несколько незабываемых дней в Мендур-Сокконе, ночуя в аиле и дегустируя блюда алтайской кухни. Кстати, перед посещением музея можно обсудить вопрос об обеде. В аиле вам всегда предложат традиционный алтайский сырчик аарчы и чай из горных трав с талканом и молоком. 
Единственное, что стоит избегать так это - приезжать в Мендур-Соккон в августе, во время сенокоса, так как в деревне будет трудно кого-либо застать. 
 
В музее можно увидеть культовое изображение Кангыя (Вселенной) в виде выточенного из камня мирового яйца, волнообразная поверхность которого символизирует вращение звезд и планет вокруг оси Кангыя. 
 
С возрастом Николаю Андреевичу все труднее стало содержать музей, и он в 2007 году передал музейную экспозицию своим детям в Усть-Кан. И потому большая часть экспонатов в настоящее время находится в краеведческом музее в Усть-Кане, а в Мендур-Соккон к Шодоеву люди теперь приезжают просто "поговорить надо". 
 
Николай Андреевич, исследователь, идущий по следам наших предков, собиратель Билика – народной мудрости народов Алтая. 
В нем живет неугасимая вера в то, что на планете неизбежно наступит эпоха всеобщего благоденствия и что роль проводника для всего человечества в новой странице истории отведена нарождающемуся роду русских алтайцев. И посетителям своего музея Николай Андреевич с открытым сердцем рассказывает все, что знает. 
На вопросы отвечает по народной мудрости, по Билику
 
"Только тот народ вносит значительный вклад в историю, который смог на протяжении тысячелетий сохранить свои изначальные мифы и образы, сознание своей миссии в мире" (автор этих строк – член Академии прогнозирования В.А. Волконский).
 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz