Четверг, 27.07.2017, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | О названиях горы и их происхождении | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая
 
 
О названиях горы и их происхождении
 
 
 
Белуха, - это Сумеру Азии, стоит белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего. 
 
Николай Рерих 
 
 
Во времена А.А. Бунге гора русскими староверами именовалась не иначе, как Катунские столбы. Это на первый взгляд непонятное название объясняется очень просто. Контур вершины этой горы напоминает высокий столб, поднимающийся в небо. Заметив такую ее особенность, древние люди назвали гору так, на что она показалась похожей. 
В исследовательской литературе ХIХ века самая высокая вершина Катунского хребта, представляющая собой очень красивую белоснежную корону из двух вершин: Восточной и Западной, именовалась Алтайским Монбланом. 
Пики Белухи хорошо просматриваются издалека, поэтому исследователям в глаза бросалась необычная форма горы в виде двух белых, ослепительно блистающих на солнце, величественных столбов (рогов, конусов, шпилей, шпицев, пирамид). 
 
В научной и художественной литературе закрепились такие образные выражения, как двурогая корона, двурогая вершина. 
Поэты, философы и религиозные мыслители называют Белуху "Серебряной нитью мира", "Планетарным престолом", "Щитом огненной силы", "Башней Матери мира", "Крепостью Алмазнопрестольного Будды", "Твердыней единого Бога". 
Казахи, проживающие к юго-западу от Белухи, за сверкающие под солнцем ледники до сих пор иногда называют Белуху Мус-ду-тау (Музду-Туу), что значит "ледяная гора" или Ак-тау (Белая гора). Люди, поднимаясь на вершину, видели перед собой лед, который не исчезал ни зимой, ни летом, и поэтому думали, что вся гора состоит не из камня, а изо льда. 
По сути, казахский и русский варианты топонима не противоречат лику горы и правильно отражают ее физико-географические черты. 
Упоминается Белуха и в индуистской мифологии. Считают, что слова в индийском эпосе "Махабхарата": 
   "Смотри – на высочайшей вершине Меру, где нет ни одной пылинки, восседает наш Прародитель вместе с умиротворенными богами" 
были произнесены о горе Белуха – самой высокой точке Алтая, называя её горой Меру, которая держит весь мир. 
По-своему звали Белуху и коренные алтайцы (алтай-кижи, теленгиты, тубалары, телеуты, чалканцы). 
Традиционное алтайское название — это Кадын-Бажи ("Катун-баш", "Кадым-Бажа", "Катын-Баш", "Кадын-бажы"), то есть вершина Катуни или дословно "голова Катуни", что соответствует неразрывной связи двух символов Алтая: самой высокой горы и главной священной реки. 
Дело в том, что название Кадын-бажи отражает принятое у алтайцев (как, впрочем, и у представителей многих других народностей, населяющих этот край) правило называть горы по рекам, берущим начало на их склонах. Таким образом, древнее алтайское название позволяет постичь глубины народной мудрости и понять специфику народной топонимики. 
Существуют и другие названия на алтайском языке, такие как Ак-су-рю (Ак-Суру , Акcуру), что означает "C белой водой"; по другому толкованию — "Белый великан" (от монгольского сюрээ — величавый), Уч-Айры (гора с тремя разветвлениями). 
В настоящее время в связи буддийскими веяниями более распространенным является алтайский топоним Уч-Сумер – "три сопки" (или Уч-Сюре – "три шпиля", Уч-Сайры – "три отрога"), что в целом означает Трехглавая. 
Уч – это по тюркски три, а Сумер (Сюре) – священная гора - сакральный центр мира, место, где живут боги, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру... 
То есть три жилища богов или жилище трех богов. 
Указание в алтайских наименованиях трёхглавости Белухи породило мистические загадки о третьей вершине. 
             Фото - Красавица Белуха в лунном свете. Автор - Наталья Нестеренко (Shatrena)
 
Исторически за высочайшей горой Алтая утвердилось название – Белуха. 
Первому кому удалось проанализировать происхождение нового названия горы - это известный ученый исследователь В.В. Сапожников
По его версии Белуха – это топоним русского происхождения своим названием обязанный обилию снежного покрова на склонах вершины покрытой огромными пластами ледников, никогда не тающим вечным снегом и отличающуюся необыкновенной белизной видимой даже издалека, из-за чего вся гора кажется белой. 
Очевидно, что современный термин "Белуха" возник в русской среде, но имеется множество примеров использования нерусских основ для образования новых географических названий на русской почве. В качестве примера использования иноязычной основы в русской топосистеме можно привести название села Усть-Кокса – это неполная калька алтайского Кок суу оозы (устье синей (или зеленой) реки). 
В результате такого рода заимствований у позднейших топонимов складывается разновременность и разноязычность основ и аффиксов. Как показало исследование И.А. Воробьевой, это обычное явление, например, для русских названий рек Сибири, когда к иноязычной основе добавляется русский аффикс, такой как -ка, -ов, -ев, -иха, -уха и т.д. 
Таким образом, резонно предположить существование в термине "Белуха" иноязычной основы. 
Попробуем выяснить её принадлежность. 
 
В нашем случае мы имеем "икс" - язычную основу бел- и русский формант –уха. Для начала проверим топооснову бел- на принадлежность к тюркским языкам, тем более, что одинаково звучащий термин бел содержится в оронимической номенклатуре алтайцев (термин "ороним" означает название повышенных и пониженных мест). 
Бел на Алтае обозначает широкий и низкий перевал в горах, а также сглаженную невысокую возвышенность; для сравнения: 
- в азербайджанском языке бел - поясница, талия, позвоночный хребет; 
- в казахском - поясница, талия, а в южной части Казахстана и Средней Азии – широкий плоский перевал через горный хребет; в центральном, северном и восточном районах Казахстана – невысокая полого-удлиненная возвышенность без ясно выраженной подошвы и гребня типа увала; 
- в каракалпакском - поясница, талия, горный перевал; 
- в киргизском - общее значение - горный хребет, перевал в форме седловины; 
- в ногайском - поясница, талия; 
- в тувинском - талия, поясница, склон горы у подножия; 
- в турецком dag beli, bel - перевал; 
- в хакасском - спина, поясница, талия, седловина и т.д. 
Термин бел входит в состав 18 тюркских топонимов Горного Алтая, знаком всем диалектам алтайского языка, современные опрошенные алтайцы формулируют значение термина следующим образом - это сглаженный спуск с горы с некрутым подъемом. 
Как можно убедиться, алтайский термин бел неприложим к высочайшей вершине горной системы, а это требует углубления филологических изысканий, необходимо "копать" пласты языков дотюркской эпохи истории Алтая. 
Известный топонимист Э.М. Мурзаев по этому поводу пишет: 
 
 "Чем больше мы изучаем гидронимику Центральной Азии и Южной Сибири (Гидронимика - отрасль топонимики, изучающая гидронимы. Гидроним - родовое обозначение рек, водных пространств, представляют собою основной материал для выявления древнейших мест расселения того или иного этноса), тем больше появляется доказательств наличия мощного материка, горизонта, не обьяснимого средствами языков обитающих здесь народов". 
 
В последние десятилетия в топонимике Южной Сибири и Монголии все больше выявляются индоевропейские топонимические элементы. На Алтае индоевропейские элементы в географических названиях выделены такими крупными филологами, как И.А. Воробьева, А.П. Дульзон, А.В. Дмитриева и др. 
Самое время задаться вопросом, а что по этому поводу говорят смежные науки антропология, археология, источниковедение? 
Антропологический облик населения Южной Сибири эпохи бронзы и раннего железа соответствовал европеоидному типу. Палеоевропеоидами были представители афанасьевской археологической культуры (III – начало II тыс. до н.э.), европеоидным было население тагарской культуры (VIII – III вв. до н.э.) и скифское население пазырыкской культуры (VII – II вв. до н.э.). 
С Алтаем, по-видимому, связаны истоки индоиранской мифологии, помещавшей в центре мироздания горы Меру и Харайти с их постоянными спутниками Восточным океаном и озером Воурукаша. 
Мифологию индоиранцев унаследовало большинство индоевропейских народов, в том числе греки и скифы с их Рипейскими горами – реальной высокогорной страной, протянувшейся с запада на восток, и Белым островом владыки Скифии, упомянутым древнегреческим поэтом Алкеем. 
По мнению историка Р.Б. Исмагилова, в Северной Евразии имеется единственный район, безупречно соответствующий всему комплексу параметров священных гор и водоема арийцев и скифов. Он находится на стыке Южной Сибири и Центральной Азии, там, где Саяно-Алтайское нагорье с юга огибает озеро Байкал. Любой другой вариант локализации Рипейских гор (например, на Урале или Тянь-Шане) и Восточного моря встречает на своем пути множество непреодолимых препятствий. 
 
Топонимические, археологические и источниковедческие предпосылки, которые представлены выше, обращают наше внимание к индоевропейскому языкознанию. Вполне резонно исследовать основу бел- при помощи словарей языков индоевропейской семьи. 
Индоевропейское bhel означает "белый", "блестеть" и "голова", для сравнения албанское ballё - лоб. 
К индоевропейскому bhel - блестеть (а в древнеиндийском bhala) восходит фригийское balin (царь), далее balin развивается в basileus – греческий титул царя. В греческой мифологии Balios – эпитет Юпитера и Balas – эпитет Диониса . 
Средневековый арабский путешественник Абу Абдаллах Ал-Хорезми, описывая свое пребывание в Индии, приводит титулы местных царей Балахрай, Балухра, а современные индийские историки считают, что Балхара арабских путешественников, очевидно, является искажением санскритского термина Валлабхараджа - господин раджей (т.е. царей). 
Примечательно, что в древней Индии существовал даже топоним с такой основой – это известный в I тысячелетии н.э. город Валабхи на полуострове Сураштра. Для нас представляет интерес то, что тюркское название реки Катунь, берущей начало с ледников г. Белухи, и первая половина алтайского названия этой горы – Кадын-Бажи - имеют одно и то же значение "госпожа", которое, возможно, было калькой более древнего индоевропейского топонима bhel (голова) или произведенного от него санскритского valabha (господин). 
Таким образом, индоевропейская основа бел-, которую мы находим в современном орониме "Белуха", содержит значения главенства, царской титулатуры и одновременно цветовой эпитет "белый", усиливаемый действием глагольной формы "блестеть". 
Реконструируемое значение как нельзя лучше подходит географическому положению и внешнему облику этой мощной горы. На возможность индоевропейской этимологии топонима именно в этой части Алтая указывает определенный ранее А.П. Дульзоном индоевропейский гидроним "Ак-Кем" (белая река) - приток Катуни с истоком на Аккемском леднике Белухи. 
             Фото Елены (ashkt)
 
В русской топографической системе основа бел - сохранилась по трем причинам: 
- во-первых, потому, что русский язык принадлежит индоевропейской семье языков, а близкий фонетический строй снизил вероятность отторжения иноязычного топонима в новой среде; 
- во-вторых, русское население, с учетом снежного покрова горы, переосмыслило древнюю основу бел- в качестве русского прилагательного "белый", пример такого переосмысления имеется в Башкирии, где древний топоним Бала-Катай, происходящий от иранского Бала (верхний, высокий) понят как Белый Катай, где белый цвет выступает как некая философская субстанция, равнозначная понятию "добро" в противоположность черному цвету, ассоциируемому с понятием "зло", причем аналогичные представления присущи и алтайцам; 
- в-третьих, русские, видимо, учитывали особое отношение алтайцев к Белухе, ведь и у древних славян бытовали представления о горе – прародительнице, сопоставимые с представлениями о горе Сумеру в Тибете. 
Алтайцы называли Белуху Сюмер-Улом, то есть Священная Гора, а в русском языке топоним "Белуха" употребляется в особых случаях, например, одна из башен Смоленского кремля именуется Белуха или Заалтарная, так как находится восточнее Преображенского собора Аврамиева монастыря. 
 
Это интересно:
 
 "О древнем названии горы Белухи" - А. ХУДОРАЖЕВ, студент 6 курса, исторический факультет Ростовского государственного университета. 
 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz