Четверг, 27.07.2017, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Перевал Чике-Таман | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая

Перевал Чике-Таман
 
 
 
 
 
 
Перевал Чике-Таман известное место среди туристов на знаменитом Чуйском тракте. Чике-Таман расположен за Семинским перевалом если ехать в сторону Монголии. От села Хабаровка начинается подъем на водораздел рек Малый и Большой Ильгумень. Это и есть подъем на Улегемский или Чике-Таманский перевал. Высота перевала 1460м. Полотно дороги перевала Чике-Таман идет по срезу в крутом северном склоне горы, прорубленном в отвесных гранитных массивах. Справа вверх уходят высокие скалы, влево - глубокие вертикальные обрывы, самые опасные участки которых огорожены бетонным барьером. У непривычных к горным дорогам людей этот перевал вызывает сильное ощущение высоты. Довольно часто можно встретить написание названия перевала как Чике-Аман, что в переводе "Здравствуй, гора", но правильное название Чике-Таман переводится с алтайского как "плоская подошва".

Ранней весной северные склоны перевала окрашены в нежно розовый цвет от зарослей цветущего маральника, а на южных склонах расцветают желтые алтайские тюльпаны.

С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и старую дорогу, петляющую внизу.

Горный перевал Чике-Таман расположен в Центрально-Алтайской физико-географической провинции, на восточном отроге Теректинского хребта и является водоразделом pек Малый Ильгумень и Большой Ильгумень. Через перевал проходит Чуйский тракт - главная автомагистраль Горного Алтая. Полотно Чуйского тракта проходит по срезу в отвесных гранитных массивах. Подъем протяженностью 7 км начинается вблизи села Хабаровка, Онгудайского района, спуск к селу Купчегень составляет 4 км.

Перевал находится в зоне умеренно-континентального типа климата, годовое количество солнечной радиации на перевале составляет около 100 ккал/кв.см. Средние температуры воздуха в январе -17 градусов С, в июле +14 градусов С, причем на склонах юго-восточной экспозиции температура воздуха как в зимнее, так и в летнее время года на 1-2 градуса С выше, чем на склонах северо-западной. Среднегодовое количество осадков не превышает 450 мм. В районе перевала произрастают лиственничные, моховые, кустарниковые и крупнотравные леса, где они занимают склоны теневых, реже световых экспозиций различной крутизны . К доминирующей лиственнице незначительно примешиваются береза и кедр. Подлесок развит хорошо и образован таволгой дубравколистной с небольшим участием жимолости алтайской.

Животный мир представлен обитателями как лесных, так и степных сообществ. С обеих сторон у подошвы перевала встречаются длиннохвостый суслик и полевая мышь.

Из птиц обычны хищные: коршуны и пустельга, которых можно увидеть с обзорной площадки перевала; распространены: каменный дрозд и три вида каменок, несколько видов овсянок, коньки , токование которых можно наблюдать в весеннее время года и другие виды воробьиных, встречающиеся по обочинам тракта. Из пресмыкающихся обычны гадюка, щитомордник и два вида ящериц - живородящая и прыткая.

В районе перевала Чуйский тракт превращается в горный серпантин, который в прежние времена был очень сложным и опасным для лошадей, за что не единожды был обруган ямщиками. В.Я.Шишков в начале XX века, описывает Чике-Таманский перевал:
 
"Чике-Таман. Прежде всего изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала рукою отчаявшегося ямщика:
"Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов". 
Чике-Таман - огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят ни над чем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз- На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги развиваются на ветвях лиственницы ленточки - благодарственная жертва инородцев за благополучный переход богам (так называемая "джалама"). Да и сейчас на самой верхней точке Чике-Таманского перевала растет дерево, все веточки которого повязаны тряпочками - на счастье."

В недалеком прошлом, когда асфальт на "Чуйском" заканчивался в Бийске, перевал Чикет-Аман сыскал себе дурную славу среди водителей. Это была именно, та дорога, про которую ходили легенды. Почти каждую неделю, а то и чаще перевал собирал себе черную дань людскими жизнями. Серпантин был очень крут и извилист, ширина проезда только для одной машины и никакого асфальта. Теперь когда построена новая трасса, по старой гравийке уже никто не ездит, разве что туристы что бы полюбоваться потрясающим видом на асфальтовый серпантин нового Чикета. На седловине Чике-Таманского перевала стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди.

Раньше существовало три дороги, ведущие через этот перевал: на г. Чике-Таман; Ириндуой и на Черноречинскую дорогу. О последней дороге Брещинский говорил, что она для приспособления к передвижению экипажей не пригодна. Что же касается двух других, то ими пользуются караваны одинаково, когда лошади устали только, то их направляют на более низкий, но скалистый Чике-Таман; если же у лошади сбиты копыта, то на более высокий, но с мягким грунтом Ириндуой.
 
Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман, расположенном на высоте 4300 футов над уровнем моря, открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу (местные жители до сих пор показывают еле видные следы ее, на ней была даже найдена медная втулка от колеса телеги). Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Повороты ее были не круты, а подъемы - пологи. Эту в последствии засоренную камнями и заросшую деревьями дорогу местное население считает китайской дорогой. Строительство этой дороги относят ко времени господства на Алтае кытаев (X-XII вв.). Большие ремонтные и изыскательские работы на Чике-Таманском перевале были проведены в 1924-25 годы, что дало возможность совершить в1925 году впервые по Чуйскому тракту семь рейсов автомобилями Госторга и АО "Шерсть" до Кош-Агача и обратно. В силу малого угла разворота автомашинам на поворотах приходилось по несколько раз делать маневры, чтобы проехать. На перевале Чике-Таман при подъеме необходимо было преодолеть 24 зигзага (тракт в то время поднимался на перевал прямо по логу, протянувшемуся влево), а при спуске - 23 зигзага. Еще в 1925 году здесь проводились изыскания по определению наилучшего перехода через перевал. Главное внимание тогда было обращено на безошибочный выбор правильного направления. В течение 1926 года были произведены дополнительные изыскания с учетом предложений, выдвинутых в свое время экспедицией В.Я.Шишкова. На Чике-Таманском перевале были изысканы возможности уменьшения количества земельных работ и смягчения профиля по тому направлению трассы, где она проходит в настоящее время. В 1927 году была закончена прокладка тракта по новой трассе на Чике-Таманском перевале.
 
Работы по прокладке дороги через этот горный хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу. Новая дорога была пущена в строй в 1984 году. Кстати, было несколько обходных предложений. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. Существующая сегодня дорога проходит часто не там, где был старый Чуйский тракт. Но с многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Жуткая это была дорога...
 
С Чике-Таманского перевала открывается очень красивый вид на громады горных хребтов и массивов. Туристы будут не мало удивлены разницей между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции. Для этого надо сделать получасовую экскурсию вниз по старой дороге. Прямо с седла перевала по северному склону метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее часть, идущая зигзагами узкой крутой щелью.


16 февраля 1996 года специальным постановлением Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения. Большая высота перевала, серпантины дорожного полотна в сочетании с лесостепными ландшафтами, привлекают особенно много автотуристов.

 Также смотрите - Фото перевала Чике-Таман 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz