Суббота, 23.09.2017, 23:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Перевал Кату-Ярык | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая

Перевал Кату-Ярык
 
 
 
 
 
 
Перевал Кату-Ярык - один из самых сложных и опасных перевалов Алтая находится в 47 км от Улагана, в стороне от оживленного Чуйского тракта, на участке дороги, ведущей от села Балыктуюль на юг Телецкого озера — единственной транспортной артерии, соединяющей долину Чулышмана с большой землей.
Если посередине села Балыктуюль Вы свернёте направо по указателю "На Балыкчу", то через 31 км грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале (координаты перевала 50.907948°, 88.222326°).

Перевал Кату-Ярык просто неописуемо красив - когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Он представляет собой большой каньон, поросший яркой зеленью, с одной стороны которого — склон, с другой — обрыв высотой сотни метров. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка и целая поляна из каменных башенок, появление которых, скорее всего, связанно с алтайским обрядом жертвоприношения духам перевалов.

Таким образом люди издавна пытались задобрить духов и просили даровать им удачную, безопасную дорогу. С площадки открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман - суровая горная река с порогами до 5-6 категории сложности, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад Кату-Ярык.

На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае.
Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и "плюшевыми" на вид горами.

 
Кату-Ярык (в переводе с тюркского - кату — твердый; jарык — трещина, теснина, ущелье. Букв. твердая трещина., возможно Катту- Jaрык — теснина, ущелье, с гривами, сборками, слоями) уникальный, неповторимый и единственный в своем роде перевал.

Он противоречит всем классическим основам горных перевалов, отличаясь от остальных дивными особенностями. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в примерно 70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, "одноколейка" над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).

В настоящее время состояние дороги на перевале улучшилось:
 
"Дорога до Улагана и Балыктуюля не изменилась, а вот после Балыктуюля в сторону Кату-Ярыка из дороги сделали почти ШОССЕ, все болотины мимо курганов засыпали гравием и отгрейдеровали шириной в 2-3 полосы, протяженностью почти до самого леса. Все участки, которые ранее проходились с трудом, теперь пролетались на ура, только пыль столбом клубилась за машиной. На самом перевале практически не осталось таких мест, где нельзя разъехаться со встречной машиной на протяжении всего серпантина, а местами ширина спуска доходит до ширины трех полос, при этом на пути не осталось таких камней, которые нужно было бы объезжать".
Из описания спуска по перевалу на сайте drom.ru (2011 год).

Тем не менее, от водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги ~10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину (на данном участке прибор показывает 18º уклона).

Рисунок: Самый крутой участок перевала Кату-Ярык
 
А теперь о цифрах.
Приведем некоторые цифры перевала, полученные в результате замера произведенного с помощью GPS устройства Texttet850 (замер производился от указателя начала перевала до таблички означающей конец перевала):
Верхняя отметка перевала – 1209 метров над уровнем моря;
Нижняя отметка перевала — 683 метра над уровнем моря;
Перепад высот — 526 метров; Длина пути — 3 806 метров.

Приведенные цифры несколько расходится с официальными данными в высоту 800 метров. Скорее всего правда где-то посередине. Вероятно глубина каньона составляет эти самые 800 метров но если брать за точку отчета окружающие ущелье вершины.

Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на туристов. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя многие автомобили с передним приводом с подъемом справляются.

Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. Следует также иметь в виду, что дорогу на перевале периодически размывает и на то, чтобы привести её в удовлетворительное состояние требуется время.

Рисунок: Бывает на перевале можно столкнуться с результатами обвала
 
В случае, если сложности с подъемом все-таки возникают, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки "Кату-Ярык" или базы "Эзен". По прошлым годам можно было рассчитывать, что вас втащат на перевал силами УАЗика или ГАЗ-66 примерно за 1000 рублей.

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча (протяженность 107 километров), сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами.

Рисунок: Перевал Кату-Ярык каких то несколько десятилетий назад
 
Строительство автомобильного спуска в Чулушманскую долину в урочище Кату-Ярык было начало в 1987 году по инициативе Аpсентия Васильевича Санаа (в то время — директору совхоза "Советский Алтай"). Бульдозеристы Аркадий Абрамович Уханов, его сын Анатолий и племянник Виктор Романович Уханов в течение двух лет проделали грандиозную работу и в сентябре 1989 года сдали в эксплуатацию автомобильную дорогу Кату-Ярык – Балыкча (протяженность 77 километров).
 
"В октябре 1989 года я работал в автоколонне водителем бортового самосвала ЗИЛ. Перед открытием перевала Кату-Ярык мы возили щебень для выравнивания дороги от села Балыктуюль до перевала. Дорога там в основном через лес идёт, много ям было. А в день открытия пошли мы на грузовиках, гружённых лесом, в первый рейс через перевал. Очень тяжело было спускаться, всё время на тормозах - тормозные колодки постоянно дымились. Одна только мысль - лишь бы не загорелись... Тогда и выпрыгивать некуда - слева скала отвесная, справа обрыв. Но ничего, нормально прошли. Сзади нас на УАЗиках обкомовское начальство ехало..."
Из рассказа Владимира Ивановича Половникова - основателя рыбоводческого хозяйства "Форель".

Рисунок: Вид на автодорогу перевала Кату-Ярык с противоположного склона
 
Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному.

Постепенно туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз гарантируется сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

 
Смотрите также:
 
 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz