Четверг, 27.07.2017, 23:39

МИР Горного Алтая

Фото с сайта Putevoditel-altai.ru

Музейная пещера (Новокаракольская)

Пещера Музейная расположена в бассейне реки Каракол, левого притока Ануя и относится к системе Каракольских пещер, расположенных по одноименной реке, в бассейне верхнего Ануя Северо-Западного Алтая.
Официально открыта Новосибирскими спелеологами в 1964 г.
Обстоятельства этого открытия недостаточно ясны. На восточном склоне водораздела правых притоков Каракола, ручьев Ельчин лог и Карасу, в настоящее время известны три пещеры, входы которых находятся на протяжении около 130 м и соединены тропой.
Одна из них, нижняя, была известна еще с дореволюционных времен. Она носила тогда название Каракольской (в настоящее время называется Старокаракольской).

Описание Старокаракольской пещеры.

За узким входом сразу следует просторная горизонтальная галерея.
Слева вниз уходят дыры в относительно красивый нижний этаж с натёчкой.
Галерея же (во многих местах можно пролазить по ходам, параллельным основному) подходит к небольшой глиняной катушке слева направо. Налево вверх небольшой гротик за ним скоро тупик.
Направо вниз начинается широкая низкая галерея, приводящая в просторный грот с плоским дном. Отсюда вверх коротенький ход, тупик, видны корни деревьев.
В 1952 г. план ее был снят К.П.Черняевой.

Входы в Музейную пещеру расположены в 110 м выше по тропе. Профессор, заведующий кафедрой физической географии Горно-Алтайского госуниверситета А.М.Маринин  указывает, что Музейную пещеру новосибирцам показал житель села Каракол И.А.Голубев. Это не исключено, хотя непонятно, почему он не показал им также пещеру Верхнекаракольскую (Голубиную), находящуюся всего в 20 м выше Музейной по той же тропе. Последняя оставалась неизвестной новосибирцам до 1965 г., хотя есть полиграфические изображения её входа датируемые аж 1911 годом (существует открытка с изображением входа в эту пещеру именно 1911 года).

Описание Верхнекаракольской пещеры.

Из трёх каракольских пещер самый внушительный вход. Далее следует длинная галерея, кончающаяся тупиком.
Тут можно найти прекрасно сохранившиеся надписи пещерных вандалов дореволюционной поры, датированы 1911г.

Описание Музейной (Новокаракольской) пещеры.

Протяженность Музейной пещеры — 830-850 м, глубина — 27 м. (по некоторым данным – до 42м) - долгое время считалась самой большой и самой красивой на Алтае.
В пещере встречаются кустистые кораллообразные сталактиты, имеются сталагмиты, похожие на жемчуг.
Натечно-кристаллические образования из кальцита, которыми особенно богат нижний ярус, складывается в нерукотворные шедевры, их разнообразие и уникальность подобна экспонатам музея, откуда и пошло название этой уникальной пещеры являющейся памятником природы Республики Алтай.
Вообще же, местным жителям пещера известна давно и её первоначальное название — Новокаракольская.

Добраться до пещеры можно от города Бийска через село Солонешное до села Черный Ануй. Дорога не очень хорошая, но проходима на любом транспорте в любую погоду. Прямо перед впадением реки Каракол на трассе находится археологический стационар и туристический комплекс "Денисова пещера"
Поворот направо (не доезжая пары километров до Чёрного Ануя), вверх по реке Каракол к одноимённой деревне представляет собой отличную неразбитую гравийную дорогу.
Через 14км, не доезжая деревни километра 4 надо перейти через реку вброд на её правый берег к одинокой горке. От подножия горы до речки - распаханное поле, вдоль речки и вдоль горы - грунтовые дороги. Снизу, с поля видно место расположения пещер - известняковые скалы под вершиной справа проглядывают сквозь лес.
Тропа к пещере идёт по самому правому краю горы (если стоять к ней лицом), до середины подъёма часто раскатана машинами.
Подъём заканчивается вблизи вершины: тропа подходит к воронке с неширокой дыркой в земле, уходящей вниз. Это небольшая (сумма ходов 350м) горизонтальная пещера Каракольская (Старокаракольская).

От неё налево тропа через 100 метров приводит к нисходящему гроту под скальной стенкой. Это пещера Музейная (Новокаракольская).

Если опять пройти метров 50 налево, ещё выше будет маленькая пещера Верхнекаракольская.
Если добираться на машине, или если двигаться от деревни Каракол, либо если просто не хочется бродить через реку Каракол, можно переехать речку по мостику (2км не доезжая деревни), потом вернуться к горе по правому берегу речки по грунтовой дороге.

Пещерный район образован хребтом Ануйский, массивным блоковым поднятием, лежащим на абсолютной высоте 1700-1900м. Музейная пещера заложена в серых известняках нижнего силура, разбитых системой тектонических трещин.

В пещеру ведёт два входа.
Первый — из грота сразу направо вниз между камней уходит лаз, ведущий к отвесу метров 5-7. Отвес в нешироком разломе, обледенелый, нужна верёвка метров 15, вязаться за проушину на входе в лаз.
Второй вход находится в двух метрах слева от грота — неширокая горизонтальная щель. За ней начинается низкий горизонтальный ход, который метров через 15 поворачивает направо, наклоняется вниз и ещё через 15 метров приводит к сужению, за которым начинается колодец — катушка 5м и отвес 7м.
Навеску можно сделать возле сужения за огромную проушину. Этот колодец выпадает в разлом метрах в 10 дальше первого колодца.
Сразу под колодцем холодно, стены в инее, местами лёд, валяются брёвна.
Дальше, после уступа 2м, ход идёт вниз и разветвляется. Вниз по основному ходу небольшой чистый сухой лабиринт, изобилующий разнообразной натёчкой.

Фото с сайта Putevoditel-altai.ru

Если же забирать направо, мимо ледяных сталагмитов, по невысокому, но широкому горизонтальному ходу можно пройти в обвальный грот с огромными глыбами, под которыми можно полазить по завальному лабиринтику с массой натёчки.
Лазить можно и в завале внизу слева, на подходе к гроту. Вообще, вся нижняя часть пещеры представляет собой заваленный глыбами наклонный разлом, заросший натёчкой и поверх засыпанный обломками натёков.
Музейная пещера очень живописна.

Фото с сайта Putevoditel-altai.ru

Ее большие шесть залов (Вестибюльный, Глиняный, Скелетный, Конференц-зал, Саркофагный и Музейный), чередующиеся с узкими низкими проходами, украшены невероятными по форме и красоте кустистыми кораллообразными сталактитами и сталагмитами.

Общее их направление совпадает с трещинами субмеридилнального направления. Отложения пещеры разнообразны: остаточные, обвальные, водные механические, водные хемогенные и органогенные. Просторные залы и гроты пещеры, чередующиеся с узкими проходами, имеют скопления глыбовых завалов. Глыбы - следствия обрушения свода пещеры. Свидетелями этих подземных обвалов являются также карнизы, как части бывших сводов стены обширного "Конференц-зала" и прохода к залу "Саркофагов".
Карнизы имеют единый высотный уровень -1-1,5 м над полом, ширина их от 1 до 3,5 м.
Большую научную, эстетическую ценность и уникальность в Музейной пещере представляют сталактиты в виде удлиненных (до 25 см) и хрупких пустотелых трубочек — редких явлений, утонченные стенки которых напоминают поперечный срез стебля зрелой ржи или пшеницы. В начальном участке Музейной пещеры, на глубине более 15 м от входа холодный микроклимат способствует формированию покровного льда и других ледяных образований.

Фото с сайта Putevoditel-altai.ru

В гроте Глиняных цветов, например, можно увидеть игольчатые ледяные кристаллы, "стебли" которых длиной 2-5 см покрыты сверху тонким слоем красноватой глины. Такие удивительные цветы можно встретить только под землей.
Внутренние тыловые участки обширных залов характеризуются скоплением натечных образований из кальцита. Плотность и разнообразие натечно-капельных форм возрастает по мере движения к периферийно-тыловой части пещеры, где терми-ческий режим ( 3 - 5 градусов С) и испарение благоприятствует их образованию.

Пещера Музейная с огромными сталактитовыми залами представляет большой интерес для туристов.
Режим посещения - заповедно - рекреационный под контролем инструктора проводника.
Организация, ответственная за охрану - Ассоциация "Ануй".
Категорийность маршрута - I.
При посещении пещеры необходимо бережно относится к редким кальцитовым и ледяным формам.
В 1978 г. Музейная пещера как памятник природы утверждена сессией Алтайского краевого Совета народных депутатов по Горно-Алтайской автономной области. Его статус подтвержден Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.02.1996 г.