Понедельник, 20.11.2017, 14:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Турочакская писаница | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая

 
Турочакская писаница
 
 
 
 
 
 
В 1975 году известным исследователем Алтая Б. X. Кадиковым были открыты на левом берегу Бии уникальные цветные наскальные рисунки. Рисунки находились в 5 км от села Турочак. На скальных берегах подступающих к самой воде, было обнаружено более десятка изображений шагающих лосей, выполненных красной минеральной краской. Размер одного из рисунков - около двух метров.
 
В 1985 г. Е. П. Маточкиным в 7 км от села Турочак вверх по Бие на ее правом берегу было найдено еще одно местонахождение рисунков. Это также выполненные красной краской три крупных (более 0,5 м) изображения быка, лосихи и личины на естественном выступе в форме головы человека.
 
Турочакская писаница до сих пор является единственным памятником подобного рода на Алтае и резко выделяется среди массы других наскальных изображений этого региона. И не только потому, что рисунки здесь нанесены красной минеральной краской, но еще и потому, что главным персонажем Турочакской писаницы является лось - художественный образ, неразрывно связанный с мировоззрением охотничьих племен тайги.
Голова животного сплошь залита охрой. Туловище обведено контурной линией.
Голова лося непропорционально массивна по отношению к туловищу. Нижняя губа отвисла. Уши большие, как бы настороженные.
Художником показана характерная "горбатая" спина лося. Передние ноги животного вытянуты вперед параллельно друг другу. Лось в движении, скорее всего, бегущий. Тем более удивительно, насколько быстро и точно уловил и передал динамику бега древний мастер-анималист, верный природе в своем художественном мышлении.
 
Стилистически близки и сами многочисленные изображения лосей. Во всех случаях есть четыре приема изображения животных.
Это, во-первых, передача фигуры зверя контуром с частичной заливкой или выбивкой, во-вторых, изображение головы животного, в-третьих, полная выбивка или заливка фигуры и, наконец, изображение по туловищу животных характерных перпендикулярных полос.
 
Турочакская группа писаниц представляет собой явление исключительное для Алтая уже по той причине, что рисунки здесь выполнены красной краской. Это резко выделяет турочакские рисунки из всей массы наскальных изображений Алтая.
Существенно и то, что в них нет антропоморфных изображений, и представлен один и тот же сюжет, один художественный образ - фигура лося, - неразрывно связанный с мировоззрением охотничьих племен тайги, центральной для их искусства.
Рисунки замечательны и в эстетическом плане, своей художественной силой, как образцы полнокровного древнего реализма лесных охотников. В этом смысле они представляют новый ценный источник для понимания художественной культуры народов Сибири.
Данные рисунки были отнесены исследователями к эпохе бронзы - 5 - 6 тысяч лет тому назад.
 
 
Турочакская писаница – история открытия и описание.
 
В марте 1976 г. в Институт истории, филологии и философии СО АН СССР поступило сообщение от директора Бийского музея им. В. В. Виапки Б. X. Кадикова о том, что в районе с. Турочак Алтайского края в 60 км от Телецкого озера обнаружены наскальные изображения, выполненные красной охрой.
Летом 1975 г. Б. X. Кадиков узнал от местных краеведов об этом факте и побывал на петроглифах. Однако детально обследовать писаницу не представлялось возможным, поскольку довольно быстрая и полноводная в этих местах р. Бия вплотную омывала скалы с изображениями. Но, несмотря на трудности, Б. X. Кадикову удалось зафиксировать несколько изображений и сфотографировать их.
В Институт истории и ранее доходили отрывочные сведения о каких-то неизвестных еще науке наскальных рисунках на р. Бия, но ясного представления о них не было, так как многие другие дела и поиски отвлекали внимание, в том числе изучение наскальных рисунков в различных районах обширного и во многом неизведанного Алтая.
Теперь же было получено прямое указание на район Турочака.
Уже словесное описание писаниц и просмотр фотографий, которые любезно предоставил Б. X. Кадиков, вызвали большой интерес, поскольку Турочакская писаница фактически выпадала из известного ранее круга алтайских петроглифов. Поэтому сразу же по получению известия от Б. X. Кадикова было решено провести необходимые работы па писанице, тем более, что в зимний период по льду это можно было сделать значительно проще, чем летом.
 
Алтайский отряд выехал на место работ 8 марта 1976 г. Следует отметить, что время выбрано было кстати, ждать более уже было нельзя; переходя по льду р. Бию с правого берега на левый, где расположены писаные скалы, было видно, что под снегом уже течет верховая вода, по этой воде и шли.
Местами же, ниже по течению, имелись открытые полыньи, над которыми поднимался пар. При обследовании писаниц со льда выявлены еще 2 новые, ранее не известные композиции петроглифов.
 
Отрядом в течение трех дней была проведена калькировка всех рисунков, зарисовка их, выполнено фотографирование писаниц в цветном и черно-белом вариантах, составлено на месте, у скал, детальное описание петроглифов.
Помимо этого снимался цветной фильм, на котором запечатлены как процесс работы над писаницей, так и, что особенно важно, сами петроглифы (поскольку сохранность писаницы крайне плохая и она продолжает разрушаться, съемка такого фильма входила в прямые задачи отряда).
 
Турочакские писаницы расположены на левом берегу р. Бия, приблизительно в 5 км от одноименного села вверх по течению реки. Выше этого места Бия делает крутой поворот, и почти сразу за скалами с изображениями начинается довольно длинный порог, где река вообще не замерзает.

Рисунки расположены на двух соседствующих возвышенностях, точнее, на их скалистых обнажениях, направленных к реке на юго-восток и омываемых ею.
Скалистый выход горы обрывается вертикально вниз и состоит из огромных гранитных глыб, образующих местами навесы и карнизы (рис. 2). Гранитная порода скал покрыта корочкой "загара" бурого, иногда рыжеватого, чёрного или малинового цвета, поросла рыжеватыми мхами и лишайниками.

 Рис. 2. Гранитные скалы на левом берегу р. Бия, на которых найдены рисунки Турочакской писаницы.

Рис. 3. Схема расположения композиций рисунков на скалах №1 и №2
 
Рисунки наносились по "загару", и в тех местах, где тонкая корочка кристаллического гранита отслоилась, вместе с "загаром" осыпались и изображения. В результате на скальной поверхности образовались характерные пятна свежего, "незагорелого" гранита.
Рисунки сохранились плохо. Лишь верхняя композиция, расположенная на первой скале частично под защитой карниза, дошла до нас. Здесь охра свежее, местами имеет бордовую окраску.
В нижних плоскостях охра сохранилась значительно хуже. Она светло-оранжевого цвета и местами пошла сильными потеками.
Рисунки, нанесенные на скалу № 1, условно разделены на 3 композиции (рис. 3).
 
Композиция I (рис. 4) состоит из трех рисунков, расположена на юго-западной части скалы на высоте около 3,7 м от уровня ледового покрова реки. Композиция не защищена навесом, в связи с чем рисунки сохранились очень плохо.
 
Рисунок 1: расположен в верхней части композиции.
Совершенно не читаем. Сохранилось лишь несколько аморфных пятен охры, буро-оранжевого цвета (рис. 4, 1).
 
Рисунок 2: (рис. 4, 2) расположен под первым рисунком. Изображение лося.
Голова животного направлена на северо-восток. Она сплошь залита охрой. Туловище же животного обведено контурной линией. Голова лося несколько непропорционально массивна по отношению к туловищу. Нижняя губа отвисла. Уши большие, как бы настороженные. На холке прорисован небольшой выступ. Художником показана характерная "горбатая" спина лося. Передние ноги животного вытянуты вперед параллельно друг другу и целиком закрашены, очертания задних ног практически не сохранились. Животное показано в движении, скорее всего, бегущим. Цвет рисунка — буро-оранжевый.
 
Рисунок 3 данной композиции представляет собой довольно большое пятно охры аморфной формы. Границы пятна читаются с трудом. Цвет рисунка — буро-оранжевый.

Рис. 4. Рисунки композиции I на скале 1 Турочакской писаницы (уменьшено в 10раз)
 
Композиция II.
 
Рисунки второй композиции (рис. 5) расположены на верхнем шестиметровом фризе скалы и защищены небольшим навесом. Под фризом находится довольно удобная площадка, благодаря которой художнику удалось на такой высоте выполнить рисунки.
Ширина плоскости, на которой размещены рисунки, в среднем равна 2,0 м. Условная длина композиции 4,25 м (мы называем длину "условной" по той причине, что часть композиции не сохранилась).
Композиция состоит из 6 буйков.  

Рис. 5. Рисунки композиции II на скале 1 Турочакской писаницы (уменьшено в 14 раз).
 
Рисунок 1 представляет собой самую крайнюю юго-западную фигуру композиции, изображен бегущий лось (рис. 5, 1).
Морда его вытянута, уши слегка прижаты. Голова животного целиком закрашена бордово-красной охрой. Передние ноги его выброшены далеко вперед, очертания задних ног и крупа не сохранились. Туловище, с характерной для лося "горбатой" спиной, не закрашивалось сплошь: по нему были нанесены 8 полос-ребер.
Передние ноги лося на первом рисунке пересекаются с задней левой ногой животного со второго рисунка этой композиции.
 
Рисунок 2. Изображение сохранилось фрагментарно. Художник нарисовал фигуру лося в движении. Значительная часть краски отшелушилась вместе со скальным "загаром" (рис. 5, 2). От головы животного сохранились только два уха и деталь прилегающего крупа. Показана характерная "горбатая" спина лося, заканчивающаяся небольшим хвостиком.
Передние ноги сохранились также очень плохо. Задние ноги животного просматриваются гораздо лучше. Лось изображен, скорее всего, идущим. Задняя левая нога отставлена назад и согнута в колене. Изгиб подчеркнут дополнительным штрихом. Правая задняя нога сохранилась лишь до колена, однако видно, что она направлена вперед, по ходу движения животного.
Над шеей лося изображено небольшое округлое пятно. Левая задняя нога, как уже отмечалось, пересекается с ногами лося, изображенного на рисунке 1, и примыкает к рисунку 3.
 
Рисунок 3 (рис. 5, 3) сохранился плохо. Он представляет собой изображение лося и помещен над фигурой животного с рисунка 2.
Слой с очертаниями головы лося полностью осыпался, просматривается только одно ухо. Передние ноги и передняя часть туловища сохранились фрагментарно. Фигура, скорее всего, была закрашена целиком. Хорошо прослеживается задняя левая нога, штрихом выделено ее колено. Правая же нога и нижняя часть туловища животного просматриваются плохо. Изображение имеет бордово-красную окраску.
 
Рисунок 4. Лось изображен бегущим, (рис. 5, 4). Голова прокрашена. Она массивная, с характерной для лося отвисшей нижней губой. Пасть раскрыта. Уши массивные, настороженные. Туловище, видимо, не было целиком прокрашено. Линия спины не сохранилась. Прослеживается только задняя часть туловища животного с небольшим хвостиком, а также часть одной из задних ног. На шее видна характерная для лося "сережка".
Передняя левая нога выброшена далеко вперед по ходу движения животного, правая передняя нога согнута в колене. Лось, несомненно, показан бегущим.
 
Рисунок 5 представляет собой самую большую фигуру лося в композиции. Туловище животного целиком прокрашено, но поскольку над изображением не было защитного карниза, охра сильно поблекла и имеет нежно-малиновый цвет.
Голова у лося массивная. Пасть открыта, нижняя губа отвисла. Уши маленькие, рядом с ними изображено небольшое ответвление — растущие рога. Художник подчеркнул характерную "горбатую" спину лося.
Животное изображено в движении. Задняя левая нога отставлена далеко назад и изогнута в колене. Правая задняя нога вытянута и направлена вперед, по ходу движения, копыто выделено. Правая передняя нога отставлена далеко назад, плавно изогнута в колене и пересекается с выброшенной вперед задней ногой. Левая передняя нога далеко выброшена вперед и так же, как и правая, плавно изогнута в колене.
Снизу, под массивной шеей животного, изображена характерная для лося "сережка".
 
Рисунок 6. Пятно охры аморфной формы расположено над крупом лося (композиция II, рисунок 5). Расшифровке не поддается (рис. 5, 6).
 
Композиция III.
 
Размещена на северо-востоке от композиции II на высоте 2,4 м над уровнем льда.
Рисунки не были защищены карнизами или навесами и поэтому сохранились очень плохо. Цвет их бледно-оранжевый.

Рис. 6. Рисунки композиции III на скале 1 Турочакской писаницы (уменьшено в 5 раз).
 
Рисунок 1. Изображена огромная голова лося. Она целиком прокрашена и направлена на северо-восток. Нижняя часть шеи массивна. Прослеживается чуть приоткрытая пасть животного и уши (рис. 6, 1).
 
Рисунок 2 (рис. 6, 2). Бегущий лось. Голова сохранилась достаточно хорошо. Художник изобразил два настороженных уха. Нижняя губа животного чуть отвисла. Спина прорисована с характерным для лося горбом. Задняя часть туловища прослеживается слабо, что касается задних ног животного, то они вообще не улавливаются. Нижняя часть рисунка также не прослеживается, зато на туловище рельефно выделяются 6 вертикальных полос-ребер, которые идут сверху вниз. Передняя нога лося вытянута вперед и подчеркивает динамику движения животного.

Рис. 7. Сохранившиеся фрагменты рисунка 3 и 4 из композиции III на скале 1 Турочакской писаницы (уменьшено и 5 раз).
 
Рисунок 3 (рис. 7, 3) сохранился очень плохо. Фигура выполнена прорисовкой контура. Иногда линии прерываются отслоившимися кусочками гранитной корочки. Скорее всего перед нами не сохранившееся изображение лося, где видны лишь частично передняя и задняя ноги животного и незначительная часть туловища.  
 
Рисунок 4 представляет собой полосу охры, в виде изогнутой линии с небольшим ответвлением. Изображение не расшифровывается (рис.7, 4).
 
Скала № 2 с рисунком расположена примерно в 250м к северо-востоку от первой, выше описанной.
Рисунок находится в центральной части скалы под карнизом, хорошо защищающим изображение на высоте в среднем 2,2 м от земли.
К сожалению, рисунок сильно испорчен "подновлением" его красной краской каким-то современным художником - "реставратором". Однако часть изображения была им не прокрашена, что позволяет гарантированно утверждать, что рисунок древний (к тому же современная краска смывается водой).
Петроглиф представлен одним изображением (рис. 8, 9).

Рис. 8. Фотография изображения бегущего лося на скале 2 Турочакской писаницы (уменьшено в 22,5 раза).
 
Это бегущий лось крупного размера (длина рисунка 225 см). Голова направлена на северо-восток. Изображение поражает своей динамичностью. Голова с прорисованным глазом чуть приподнята, пасть раскрыта, нижняя губа отвисла, два массивных уха насторожены. На шее животного показана характерная для лося "сережка". Здесь же изображены небольшие рожки. Рисунок животного контурный. Толстой линией показана характерная "горбатая" спина лося.
Задняя часть туловища оканчивается коротким хвостом. Левая задняя нога отброшена назад и изогнута в колене. Правая задняя нога, вытянутая далеко вперед, также слегка изогнута. Обе передние ноги выброшены далеко вперед и согнуты в коленях. На левой ноге подчеркнуто раздвоенное копытце. Ноги закрашены целиком. По туловищу и морде животного прорисованы 8 вертикальных полос.
Сохранившиеся не прокрашенные современной краской детали рисунка позволяют утверждать, что изображение было выполнено темно-красной охрой (древняя краска местами имеет бледно-малиновый цвет). Что касается "реставрационной" работы современного неизвестного художника, то ради справедливости нужно констатировать, что он выполнил свою задачу весьма тактично, полностью следуя реальным контурам писаницы, и лишь слегка "подновил" древнее изображение краской. Конечно, сам по себе факт такой "реставрации" — проявление вандализма. Но могло быть и хуже!
 
Писаницы Алтая не раз обращали на себя внимание исследователей, однако лишь в последние годы они стали предметом серьезного изучения. Первой и, можно сказать, удачной попыткой хронологического расчленения Алтайских петроглифов является статья Е. А. Окладниковой, посвященная писаницам Куюса. Турочакская писаница стоит несколько обособленно от всех известных нам Алтайских петроглифов. С ней, пожалуй, можно сопоставить лишь неолитический пласт рисунков, выделяемых Е. А. Окладниковой на Куюсе.
Их сближает трактовка фигур (профильное изображение по контуру, большие размеры и т. п.), а также сюжет — изображение лося.
Однако есть и различия.
Так, рисунки на Куюсе выполнены выбивкой; кроме лося древний художник изобразил и оленей. Характер исполнения наскальных изображений Турочакской писаницы и сами рисунки позволяют довольно четко определить круг ближайших им и вне Алтая аналогий. Прежде всего это некоторые рисунки Томской и Тутальской писаниц, относящиеся к расцвету западносибирского неолита.
Изображения на р. Томи и Турочакскую писаницу роднит прежде всего композиционное построение рисунков. Древние художники-мастера в обоих случаях изображали группы лосей, причем не в статичном положении, а бегущими. Характерно, что ноги лося на главном рисунке, уцелевшем полностью, скрещиваются на бегу. Эту фазу движения животного может зафиксировать лишь кинокамера. Тем более удивительно, насколько быстро и точно уловил и передал динамику бега древний мастер-анималист, верный природе в своем художественном мышлении.
Стилистически близки и сами изображения лосей.
 
В обоих случаях мы видим четыре приема изображения животных.
Это:
во-первых, передача фигуры зверя контуром с частичной заливкой или выбивкой;
во-вторых, изображение головы животного;
в-третьих, полная выбивка или заливка фигуры;
в-четвертых, изображение по туловищу животных характерных перпендикулярных полос.
Естественно, такое деление ни в коей мере не исключает того факта, что все изображения животных, несмотря на перечисленные различия, даны в единой манере. Как уже было отмечено, они изображены бегущими.
Их фигуры подчеркнуто реалистичны — тщательно прорисованы такие детали, которые характерны только для лося: отвисшая нижняя губа, "горбатая" спина, изящные стройные ноги, раздвоенные копытца, "серьга" и т. д. Все эти сходные черты не позволяют сомневаться в том, что мастера, изображавшие сопоставляемые рисунки Томских и Турочакской писаниц, скорее всего, были представителями одной и той же неолитической культуры.
Об этом же свидетельствует и тот факт, что в обоих случаях фигуры лосей связаны в единую композицию и разбиваются на отдельные группы порой чисто условно.
 
Отличия сопоставляемых писаниц заключаются в следующем:
1. Томские неолитические писаницы выполнены путем выбивки. Два рисунка Тутальской писаницы, сделанные охрой, сохранились плохо и, возможно, более древние. Турочакская писаница полностью выполнена красной охрой.
2. Томские писаницы расположены на обращенных к югу плоскостях скал, тогда как Турочакская на плоскости, обращенной на юго-восток. Однако эти различия вполне объяснимы. Дело в том, что неолитические мастера столкнулись в данных конкретных случаях с разными породами скал. Если на Томи сланцевые скалы были вполне пригодны для выбивки, шлифовки и т. д., то на Бие, как мы уже отмечали, скальные породы сложены из кристаллического гранита, выбивать рисунки на котором не представлялось возможным. Здесь древний мастер вынужден был искать иные средства для изображения рисунков. И он нашел их, выполняя задуманный сюжет охрой, естественные запасы которой в изобилии встречаются в долине р. Бии.
Важно отметить, что розоватый и красноватый цвет отдельных участков гранитных скал мог подсказать древним идею использования именно охры для нанесения рисунков. Выбор скальных плоскостей в свою очередь мог диктоваться не только положением солнца, но и другими причинами, к примеру постоянным местом водопоя лосей или переходом животных здесь через реку.
Говоря о более далеких аналогиях, Турочакские петроглифы и вышеуказанные писаницы на р. Томи можно сопоставить с изображением лосей па петроглифах Ангары. Эту точку зрения по поводу близости Томских и Ангарских писаниц разделяют и другие исследователи. Таким образом, приведенные выше различия не являются столь существенными, чтобы опровергнуть высказанную ранее мысль о том, что данные памятники относятся к одной и той же неолитической культуре развитого неолита.
 
К востоку от Оби неолит известен нам по материалам могильников и отдельных погребений. Имеются в виду Яйский, Васьковский, Кузнецкий могильники, погребения у сел Батени , Базаиха. Что касается стоянок, то в этом районе нам известно Дегтяревское поселение, материалы которого не опубликованы, а также отдельные случайные находки и сборы. Думается, что можно говорить сходстве Алтайских могильников с вышеперечисленными к востоку от р. Оби.
Также можно отметить сходство ряда неолитических погребений Верхней Оби (Ордынское, Крутиха-5) с погребениями из Ачинско-Мариинской котловины, объясняя это единокультурностью. К этому кругу следует отнести могильники Усть-Иши и Иткуля.
 
Некоторые исследователи высказывают мысль о возможном существовании в районе Обь-Еннсейской лесостепи особой неолитической культуры. Они включили в эту культуру и Томские писаницы. Вполне возможно развитие этой культуры осуществлялось под непосредственным влиянием неолитических племен Енисея и Ангары. И действительно, перечисленные погребения как Ачинско-Мариинского района, так и Верхнего Приобья и Алтая находят весьма существенные аналогии на востоке.
К этому можно добавить, что в алтайских могильниках обнаружены вещи, являющиеся типичными для Прибайкалья — стерженьки для рыболовных крючков китайского типа, вкладышевые кинжалы, ножи серовского типа, украшения.
Антропологические исследования черепов из Иткуля и Усть-Иши показали поразительную их близость с прибайкальскими. Это можно сказать и о черепе из погребения № 2 могильника Крутиха-5. Мелкая пластика, которая является типичной для могильников сопоставляемых регионов, тоже сходна как но сюжету, так и по технике изображения. Достаточно, к примеру, сравнить изображения лосей из Ангарских погребений с подобными же, найденными в Ордынском и Васьково.
 
Таким образом, Турочакскую писаницу и рисунки периода расцвета неолита Томской и Тутальской писаниц следует отнести к культуре, существовавшей в лесостепном междуречье Оби и Енисея, возникшей и развивавшейся при непосредственном и мощном влиянии неолитических племен Прибайкалья - так называемого "серовского клипа". Для упорядочения терминологии можно предложить название этой культуре - Кузнецко-Алтайская - по месту раскопок одного из первых неолитических могильников на данной территории.
Думается, уже сейчас, несмотря на то, что круг располагаемых нами источников ничтожно мал и ограничивается погребениями (причем без керамики) и наскальными изображениями, можно наметить хронологические пласты этой культуры, поскольку для имеющихся в нашем распоряжении материалов, при их подчеркнутом сходстве, характерны и отличия, что в первую очередь связано с хронологией.
К нижнему раннему пласту Кузнецко-Алтайской культуры следует отнести Яйский могильник. Такая дата обусловлена наличием здесь фигурок водоплавающих птиц, которые стилистически близки сибирским палеолитическим скульптурам Мальты и Пурети. К этому же пласту относятся, вероятно, ранненеолитические изображения лосей Томской писаницы. Этот пласт следует датировать раннесеровским временем.
К следующему хронологическому пласту можно пока отнести все вышеперечисленные могильники и наскальные изображения (в том числе и Турочакскую писаницу) и датировать их серовско-китонским временем. Подобная датировка неоднократно обосновывалась целым рядом исследователей. Вероятно, более поздним из всех этих памятников является погребение № 1 могильника Крутиха-I, где был обнаружен черешковый наконечник копья и костяные наконечники стрел по форме более поздние, чем характерные для Васьковского и Яйского могильников — биконические. Изображение птицы, найденное в данном погребении, нельзя сопоставить ни по стилю, ни по сюжету с палеолитическими.
 
Итак, как уже сказано выше, турочакская группа писаниц представляет собой явление исключительное для Алтая уже но той причине, что рисунки здесь выполнены красной краской. Это резко выделяет турочакские рисунки из всей массы наскальных изображений Алтая. Существенно и то, что на них пет антропоморфных изображений, и представлен один и тот же сюжет, один художественный образ — фигура лося,— неразрывно связанный с мировоззрением охотничьих племен тайги, центральный для их искусства.
Рисунки замечательны и в эстетическом плане, своей художественной силой, как образцы полнокровного древнего реализма лесных охотников. В этом смысле они представляют новый ценный источник для понимания истории художественной культуры народов Сибири.
В заключение следует сказать, что Турочакская писаница, являющаяся одним из первоклассных памятников неолитического искусства Северной Азии, нуждается в охранно-реставрационных работах, чтобы ее не постигла судьба уже многих испорченных и погибших памятников древности.
 
В подготовке материалов частично использована информация представленная сайтом Altaj.ru
 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz