Понедельник, 20.11.2017, 14:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Уймонская степь | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
...Вчера-Сегодня-Завтра...
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наши Друзья в интернете

   • Mountainaltai.ru - ресурс  посвящен Горному Алтаю

   • Turistka.ru - туризм и Отдых в Горном Алтае

   • Al-tai.ru - Клуб любителей Горного Алтая

   • Аltai-tourist.ru - туризм и отдых на Алтае

   • Аltaitravel.ru - туризм, отдых, активные туры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МИР Горного Алтая
Уймонская степь. Автор фото - Dmitry A. Mottl  
 
 
 
Уймонская степь
 
 
 
Усть-Коксинский район
 
 
 
Известный географ В. В. Сапожников в конце XIX века оставил описание этих мест: 
 
"...Уймонская степь лежит на высоте 1000 метров над уровнем моря и по Катуни представляет последнее и самое высокое населенное место. Среди окружающих высоких и частью снежных гор это - оазис с довольно густым населением... 
Кроме трех основных селений Коксы, Верхнего Уймона и Нижнего Уймона здесь раскиданы выселки Баштала, Горбунова, Теректа, Кайтанак и множество заимок и пасек. 
Основное население - раскольники, но в последнее время здесь селятся православные переселенцы". 
 
Уймонская долина - межгорная котловина в Центральном Алтае, расположена в Усть-Коксинском районе Республики Алтай (координаты: 50.25° с. ш. 85.833° в. д.) на высоте 900-1000 метров над уровнем моря и имеет в длину более 35 км, а в ширину от 8 до 13 км. 
С юга встает самый высотный из алтайских хребтов – Катунский, его ледяные пики возносятся на 3-4 тысячи метров. 
С севера огораживают долину склоны зеленого Теректинского хребта, а между горами мощно и спокойно катит свои воды царица Алтая, река Катунь. 
Таким образом, Уймонская долина, примыкая к широтному участку долины реки Катунь, протягивается вдоль неё на расстояние всей своей длины (около 35 км.) примерно от села Усть-Кокса на западе до села Нижний Уймон на востоке. 
Генетически к Уймонской долине принадлежит и меньшая по размеру Катандинская степь, лежащая ниже по долине Катуни и отделенная от основного массива невысоким залесенным отрогом Теректинского хребта. 
                  На фото - Уймонская долина - фото с сайта altaialtai.ru/
 
С севера на юг Уймонскую долину пересекают горные реки: 
- с левой стороны - Маргала, 
- с правой стороны - Уймон, Окол, Мульта, 
- с запада из гор в долину врывается прозрачная Кокса (Кок-су), в переводе означающая "зеленая или синяя вода", все они впадают в Катунь, которая широко разливаясь на множество проток, как бы разрезает долину на две части.
 
 
Таким образом, можно сказать, что эта долина, как и многие другие межгорные алтайские котловины, представляет собой долины рек, в данном случае Коксы и Катуни, которые за тысячелетия сгладили горные ущелья, засыпали их своим аллювием и способствовали образованию плодородного почвенного слоя. 
Таких межгорных долин (степей) на Алтае несколько — Курайская, Чуйская, Канская. С восточных склонов долины в хорошую погоду можно разглядеть все вершины главной алтайской горы Белухи
 
Происхождение названия 
 
В названии Уймонской долины, а также старейшего русского старообрядческого села Верхнего Уймона скрывается искаженный в русском произношении древний алтайский топоним "Оймон". 
Единого мнения о переводе слова "Уймон" или "Оймон" не существует. 
По одной версии это слово можно перевести, как "шея коровы", по другой — "коровья кишка". 
Алтайские сказители переводят слово "Оймон", как "десять моих мудростей". 
Согласно топонимическому словарю Горного Алтая О. Т. Молчановой, "оймон" - это достаточно точный описательный географический термин, обозначающий огороженную низменность, то есть окруженную горами Уймонскую впадину, как ее называют геологи. 
А вот алтайские краеведы Н. А. Шодоев (с. Мендур-Соккон) и В. И. Катынов (село Курунда) считают, что в корне топонима "Оймон" содержится ёмкое понятие "ойм" (буддийское "аум"), обозначающее сокровенную мудрость, и переводят все слово как "место сокровенной мудрости", имея в виду его священное значение для всех алтайцев в недавнем прошлом. 
 
Последний перевод подтверждает, что русские староверы искали Беловодье, легендарную "страну истинной веры", не искаженной патриархом Никоном и его приспешниками, теми путями и в тех местах, о которых узнавали от "калмыков", переселившихся к середине XVII в. в Поволжье. 
Калмыками же еще в начале XX в. называли алтайцев и западных монголов - джунгар. 
Так, и Вахрамей (Варфоломей) Семенович Атаманов, проводник Н. К. Рериха в Верх-Уймоне, говоря о Беловодье. указывал: 
 
"А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию" 
(Н. К. Рерих. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. - Рига: Виеда, 1992. С. 281). 
 
Старожилы села Верхний Уймон считают, что название долины произошло от имени алтайца Уймонки, который когда-то жил в этих местах. Мол, когда-то, давным- давно жил в этих местах богатый алтаец Уймонка. И был у него младший брат. И держали они много лошадей. Жили братья дружно, но однажды почему-то поссорились. И начал старший брат корить младшего: за мой счет живешь. Обиделся младший брат и откочевал вниз по Катуни. Разбогател на новом месте, жить лучше стал, чем старший брат. И то село, в котором старший брат остался, стали звать Верхним Уймоном, а в котором младший поселился - Нижним Уймоном. А долину стали называть Уймонской. Будто бы дедам и прадедам сами алтайцы про это рассказывали. 
 
Геологическая история 
 
Когда-то Уймонская долина была дном огромного древнего моря. Сегодня о нем напоминают береговые водобойные линии на склонах гор, которые отчетливо видны из разных населенных пунктов района. 
Примерно 15 млн. лет назад в результате очередной тектонической активности образовались Катунский и Теректинский хребты, а между ними – будущая Уймонская долина. Последующее общее поднятие (0,7-0,4 млн. лет назад) сопровождалось интенсивным оледенением. Льды покрывали почти все водоразделы и спускались далеко в долины. При потеплении - таяли, превращаясь в огромное горное озеро. 
По мнению ряда ученых, еще 22-80 тыс. лет назад Уймонская долина была под водой. В существовании палеоозера большинство ученых не сомневаются, поскольку повсеместно обнаружены озерные отложения. А вот в отношении его размеров, объема, глубины, времени и причины исчезновения единого мнения не наблюдается. 
О том, как образовалось Уймонское озеро, ученые тоже спорят. Вполне возможно, что во время очередного похолодания наиболее мощный ледник мог быстрее остальных спуститься вниз и перегородить долину Kaтуни, образовав естественную плотину. И возникало естественное озеро, уровень которого поднимался все выше и выше. Другие ледники, позднее достигнув долины Катуни, сползали уже в его воды и таяли в них. Запрудную роль мог играть ледовый массив Белухи, формирующий оледенение долины реки Аккем. Он резко возвышается даже над высокогорьем Катунского хребта почти на 1500 м (а над остальными высокогорьями района — на 2000 м). Следовательно, имеет преимущество в скорости формирования и выдвижения главного долинного ледника. Поэтому оледенение на территории Усть-Коксинского района, в частности, в Уймонской и Абайской долинах, развивалось не так, как в других местах Алтая. 
 
Климат 
 
Климат района имеет резко выраженный континентальный характер, связанный с господством воздушных масс юго-западного направления. 
Среднемесячная температура зимы -23 градуса, в июле +15 градусов. Среднее количество осадков совсем небольшое - за год 517 мм. (к примеру зимой выпадает не более полуметра снега). 
Ветра умеренные, достаточно длинный безморозный период позволяет выращивать не только овощные культуры, но и фруктовые деревья. 
Климатические условия вполне благоприятствуют проживанию человека, морозная зима переносится относительно легко за счёт отсутствия сильного ветра. 
Продолжительность солнечного сияния (225 - 230 часов в месяц в летний период), что  превосходит продолжительность солнечного сияния в южных курортах страны. 
 
Население 
 
Население района многонационально. Здесь проживают алтайцы, русские, украинцы и т.д. 
Первоначально, ещё издревне, Уймонскую долину населяли коренные жители из племён тодошей и кыпчагов; русские стали селиться на Алтае с конца 17 века. Сюда направлялись разные потоки переселенцев: спасались от притеснений и непосильного труда беглые крестьяне, приписанные к демидовским заводам и рудникам, а также беженцы из бывших кабинетских земель Кузбасса. 
"Кабинетских" — потому что земли в Алтайском и Кузнецком округах некогда принадлежали "Кабинету Её Величества Екатерине Второй", отсюда и название. 
 
Особую и основную группу населения Уймонской долины представляют раскольники - русские староверы (старообрядцы), ещё 300 лет назад бежавшие от реформ Петра Первого и митрополита Никона, чтобы сохранить свою веру, старорусский быт и уклад. Сначала они ушли за реку Керженец (под Нижним Новгородом), потому их стали называть кержаками; не найдя там спасения, они двинулись далее, в Сибирь и на Алтай. 
Здесь они продолжали жить по своим законам, простым, но суровым: быть твердыми в вере, не лгать, не воровать, не курить, и не употреблять алкоголя, чтить родителей… Не возражая против названия "кержаки", они до сих пор говорят о себе: "стариковские мы", что означает "люди стариковской веры". 
По сей день старообрядцы живут в традиционных русских избах-пятистенках, а в их сундуках можно найти традиционную уймонскую одежду. В каждом доме обязательно висит икона и горит огонь лампады. 
                На фото - убранство уймонского дома.
 
В селах царит картина покоя и достатка. И не удивительно, ведь эти люди очень трудолюбивы, они не привыкли сидеть без дела и ждать, что им кто-то что-то даст. Между прочим, кержаки и сейчас принципиально не платят государству налогов, но и не пользуются никакими социальными пособиями, даже пенсией по старости. С тех пор население долины смешанное; алтайцы и русские живут бок о бок, по берегам Катуни соседствуют старинные русские избы и алтайские аилы. Здесь действуют православные и старообрядческие храмы, сохраняются изначальные алтайские священные места. 
Так, в старообрядческих селах Уймонской долины: Мульта, Тихонькая, Верхний Уймон, Гагарка есть действующие старообрядческие церкви интересные к посещению. Для жителей этих мест основным занятием явилось скотоводство и хлебопашество. 
 
Нельзя сказать, что "большой мир" не оказывает никакого влияния на жизнь уймонских староверов. Но современность каким-то чудесным способом вписывается в религиозные рамки кержаков, в их неписанные законы и традиции. Те, кто заинтересовался культурой и жизнью старообрядцев, и хочет узнать об этом подробнее, могут посетить небольшой музей старообрядчества в селе Верхний Уймон
Музей находится в обычном крестьянском доме, где воссоздана обстановка типичной старообрядческой семьи. Здесь представлены предметы быта, посуда, старые книги и другие интересные экспонаты, собранные местными школьниками. 
 
В 1926 году в Уймонской долине побывала Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Великий художник и философ придавал Алтаю и Сибири в целом особое значение, и считал, что гора Белуха, которая является географическим центром Евразии, является ещё и особым энергетическим центром, местом, где вcтречаются три великих религии - Православие, Буддизм и Ислам. 
Уймонская долина, по мысли Н.К.Рериха, должна была стать местом, где будет построен город будущего, с которого начнётся новая эра цивилизации. Именно поэтому в долине стали селиться и искатели Беловодья — страны счастья и благоденствия. Понимая, что им уже не найти сказочной страны, скитальцы останавливались в долине, основывали заимки, выселки и мелкие деревеньки. 
В Верхнем Уймоне есть краеведческий музей Николая Рериха. На фасаде его — рериховский знак: три маленьких красных круга, символизирующих прошлое, настоящее и будущее, вписанные в один большой — "вечность". 
 
Впрочем, экспозиция этого музея посвящена не только предприятиям Рериха, но и староверческой культуре. 
 
Природа 
 
Уймонскую долину можно назвать укромным местом - она удалена от крупных промышленных и торговых центров. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции города Бийска 510 км. В долину ведет только одна автомобильная дорога – Усть-Коксинский тракт. Он входит с северо-запада через суровый перевал Громотуха, левым берегом Катуни пересекает долину и дальше вьется по речным обрывам до села Тюнгур. В широкой долине от него отбегают дороги к разбросанным между хребтами селам и деревенькам. 
Несмотря на то, что всю Уймонскую долину можно объехать за один световой день, дорога до села Усть-Кокса достаточно продолжительна. По ходу движения меняются горные пейзажи, характер растительности, чувствуется постепенно набираемая высота, но неизменными остаются горы, со всех сторон окружающие дорогу. И, наконец, оказавшись в Уймонской долине, создается ощущение того, что ты попал в другую страну, другой мир. 
 
«Природа Уймонской долины не может не вызывать восхищения, и даже старожилы не перестают изумляться ее сказочной красоте. 
Горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости в зависимости от погоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет. 
Катунь всегда выглядит по-разному: мелкие ручьи и речки чаруют своим шумом на перекатах, пихтовые и лиственничные леса, березовые рощи меняют свое убранство в течение года и радуют взор, а вдалеке сияют белки - снеговые вершины горы»,
- так описывает эти благодатные места В. В. Сапожников. 
           Автор фото - Igor Heitman
 
При этом здесь нет суровых гор, "давящих" своей мощью и неприступностью.
Перед глазами оказывается широкая долина, засеянная урожайными злаковыми, что само по себе уже удивительно. До распашки на территории Уймонской долины были развиты преимущественно ковыльные и разнотравные луговые степи, в настоящее время сохранившиеся на небольших участках. 
Вода рек, выходящих в долину, в значительной степени разбирается для орошения полей, а целинные участки между многочисленными рукавами несут растительность луговой степи, на состав которой влияет повышенная влаго- обеспеченность участков. 
Посередине долину пересекает Катунь, отчего её часто сравнивают с плодородным оазисом посреди горной тайги. Почва здесь богатая, влаги и солнца достаточно. Окрестные горы высоки и не дают ветрам сдуть плодородный слой почвы. Её и степью то назвать язык не поворачивается, особенно в сравнении с другими алтайскими степями и полупустынями. 
 
Природа изобилует своей нетронутостью, независимостью, таит в себе огромные возможности для оздоровления: это благоприятная экологическая обстановка, чистота природной среды, климатические характеристики. Солнце здесь сияет в среднем по 5-6 часов в день. Это почти столько же, сколько и на знаменитом швейцарском курорте Давосе. 
Весной солнечного сияния больше, чем в Ялте, Сочи, Давосе и Байрам-Али на юге Туркмении. 
Приток суммарной солнечной радиации в году достигает величин, сравнимых с суммарной радиацией на курортах Кавказа, Крыма и Швейцарии. 
Например, Катандинская степь, расположенная на высоте 900 метров над уровнем моря, получает за год 142 ккал/см2 суммарной солнечной радиации, а Сочи получает 111 ккал/см2 Ялта -117, Давос - 130. 
 
Благодатную почву для развития учения создает и особая энергетика Уймонской долины. Побывавшие здесь несколько лет назад геофизики из Санкт-Петербурга зафиксировали мощный источник подземной энергии. И действительно, подтверждением высокой геомагнитной активности в Уймонской долине является необычное явление. Вечером, когда солнце уже скрылось за горизонтом, в небе над тайгой появились всполохи, которые не сопровождались никакими звуками. 
"Верхний слой почвы достаточно плотный и выполняет функцию диэлектрика, поэтому вся энергия собирается на поверхности земли, что способствует созданию особой благодатной атмосферы в Уймонской долине", - рассказывает жительница села Усть-Кокса - учитель физики Александра Карташова. 
 
Легенда об Уймонской долине 
 
Вообще об Уймонской долине сложено много легенд. Так, например, про спящего дракона. 
Говорят, что давным-давно на Алтай из Китая приползло злое чудовище, все пожиравшее на своем пути. И никто не мог убить этого дракона. Много горя пережили из-за него люди. И пожалела их река Катунь. Дождалась она, когда злой дракон, насытившись людской кровью и плотью, приполз перед сном чистой водицы попить, смешала Катунь в водах своих всю ярость и злость, копившиеся много лет. Испило чудовище этой воды и уснуло вечным сном. Так и спит по сей день. А люди в знак благодарности стали строить у берегов Катуни деревни, такие, как Кайтанак. С тех пор тело дракона поросло мхом и лесом, но люди не забывают. Какое добро сделала для них Катунь. Да и как забудешь, если, выехав за Кайтанак, сразу видишь окаменевшего дракона, голова его лежит в пригоре по дороге на Мараловодку, а конец хвоста – на Гладком белке. 
 
Благопожелание Катуни.
 
Катунь, глоток старинной жизни 
Ты прячешь в новый свой рукав, 
На перекатах пеной брызжешь, 
Как прачка, тучи постирав. 
 
И в непогоду ты красива,  
В подвижности своих берез 
Храня любви живую силу, 
Что отворяет реки слез. 
 
Как шапки, горы огибая, 
Ты мчишься вдаль, светла, чиста, 
Цветастой пылью окропляя 
Шлагбаум встречного моста. 
 
На поворотах ты игрива, 
И гриву сушишь на камнях. 
Твои русалочьи наивы 
Читает мох на старых пнях. 
 
Иной турист не верит слухам, 
Но знаки верности просты… 
Да, это правда: на Белухе
От ледника родишься ты! 
 
Катунь, латунный лист заката 
Иной упрямец из села 
Концом весла согнет стократно - 
Ты снова за кормой пряма! 
 
На берегах твоих, взрослея, 
Проводит лето детвора, 
Судьбу свою, как куклу, клея 
Из громких игрищ у костра. 
 
По сердцу мне твоя улыбка 
И солнце на качелях волн. 
Катунь, ты вся – смычок и скрипка, 
Хрустальных мыслей перезвон! 
 
Основные населенные пункты Уймонской долины: 
Усть-Кокса, Баштала, Кастахта, Курунда, Теректа, Чендек, Полеводка, Маргала, Черная речка (маральник), Октябрьское, Верхний Уймон, Нижний Уймон, Тихонькая, Мульта, Замульта, Маральник, Гагарка. 
 
В книге Раисы Павловны Кучугановой, создателя и руководителя школьного этнографического музея в с. Верх-Уймон, есть такие строки: 
 
"Тот, кто побывал здесь хоть однажды, тянется сюда своей душой и непременно возвращается, чтобы снова встретиться с первозданной красотой, почувствовать ее очистительную силу и мощь". 
 
Это интересно:
 
 
ЗЕМЛЯ "ОЧАРОВАННЫХ СТРАННИКОВ" (статья об уймонских староверах)  
 
 
 
 
 
 
© Василий Кропотов 2017 | Сайт создан в системе uCoz